Внесенный в Госдуму законопроект о капремонте многоквартирных домов предполагает, что капитальный ремонт будут финансировать регионы, которые станут собирать в «общий котел» деньги со всех жителей. Новшества коснутся даже тех, кто проживает в новых домах.
Согласно законопроекту, на смену фонду ЖКХ придут региональные фонды: они будут пополняться за счет ежемесячных платежей граждан и направлять средства на капремонт. При этом предполагается также софинансирование из регионального и муниципального бюджетов.
Напомним, что госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» была создана в 2007 году. На долевой основе с регионами она занимается финансированием капитального ремонта жилья и переселением граждан из аварийного жилого фонда. Фонд ЖКХ имеет возможность размещать временно свободные средства на депозитах российских банков, а также передавать средства в доверительное управление. Эта структура должна была прекратить свое существование 1 января 2012 года, однако президент подписал указ о продлении срока ее работы на год.
Новая система финансирования станет смешанной: накопления собственников квартир в домах, находящихся в хорошем состоянии, будут перебрасываться на те строения, что сегодня в первую очередь требуют ремонта. Рисков потери сбережений нет, утверждают депутаты-авторы документа. Сохранность денег гарантируют региональный и муниципальный бюджеты.
Этот законопроект уже вызвал немало нареканий со стороны экспертов. Как утверждают скептики, предложенная без больших бюджетных вливаний система может рухнуть - есть риск, что на все нуждающиеся в ремонте дома попросту не хватит денег.
Также критики нововведений говорят, что система, когда людей заставляют в обязательном порядке вносить средства в фонды, и средства эти могут расходоваться на капитальный ремонт не их домов, не совсем правомерна.
Кроме того, у государства по-прежнему остаются обязательства по капремонту жилых домов, нуждавшихся в нем на момент приватизации. То есть, по закону о приватизации жилого фонда, государство должно отремонтировать жилища, которые были переданы новым собственникам в ненадлежащем состоянии, а подготовленный законопроект предлагает данную норму исключить. По сути, это может быть расценено как односторонний отказ государства от ранее принятых на себя обязательств по капремонту.
Вместе с тем ряд экспертов считает необходимым развивать систему кредитования капитального ремонта при бюджетной поддержке. В частности, можно предоставлять субсидии на первый взнос по кредитам, субсидировать проценты, а также оказывать соответствующую адресную помощь малоимущим. В этих случаях возникает необходимость в таких механизмах, которые сделают институт ТСЖ более надежным заемщиком. Банки должны поверить в возможность возврата таких кредитов, а для этого требуются госгарантии по возврату подобных займов. Так или иначе, но сегодня очевидно, что законопроект вызовет еще немало споров и, вполне возможно, претерпит серьезные изменения.
Евгений ЧУБАЧКИН
Комментарии