В настоящее время в России готовится законодательная инициатива, в результате которой максимальные выплаты участникам ДТП при оформлении по так называемому «Европротоколу», а проще говоря – без участия представителей ГАИ, могут подняться до 120 тысяч рублей.
Как известно, большинство пробок на дорогах российских мегаполисов возникают из-за мелких аварий – слегка соприкоснувшиеся автомобили часами ожидают экипаж ГИБДД для оформления царапин и небольших вмятин. А ведь при этом водители могут самостоятельно заполнить необходимые бумаги и направиться в страховые компании для подачи заявлений на выплаты – то есть оформить аварию по «Европротоколу», не привлекая стражей дорог к этому процессу. Но их останавливает то, что сегодня выплаты по такой упрощенной схеме оформления составляют всего 25 тысяч рублей. Впрочем, если будут приняты соответствующие поправки, эта сумма увеличится почти в 5 раз.
По данным Российского союза автостраховщиков, в 2011 году «Европротоколом» воспользовались не более 7% участников ДТП. К слову, количество мелких аварий за прошлый год составило 3 млн., и этот показатель продолжает увеличиваться.
Предлагаемые поправки подразумевают жесткую, закрепленную в законодательстве процедуру разграничения приезда сотрудников ГИБДД на место аварии и самостоятельного оформления ДТП водителями. То есть, в случае мелкой «кузовной» аварии сотрудники автоинспекции не приезжают вообще при условии, если вина одного из участников столкновения очевидна. Исчерпывающими доказательствами при этом должны считаться фотографии с места происшествия и показания двоих свидетелей.
Вместе с тем, страховщики, конечно, опасаются роста мошеннических схем с использованием «Европротокола», ведь в этом случае оба участника ДТП являются заинтересованными лицами, и компаниям не всегда просто можно будет определить, какие именно повреждения получены в момент столкновения, и вообще было ли это столкновение на самом деле.
В Государственной думе увеличение суммы выплат по «Европротоколу» поддерживают. А одной из причин того, что российские водители не спешат оформлять ДТП по упрощенной схеме, многие парламентарии считают правовую неграмотность и то, что ОСАГО в нашей стране существует не так давно, в отличие от Европы. Там «Европротокол» введен десятки лет назад. И все автомобилисты, рожденные в эти годы в Европе, не представляют, что может работать какая-то другая схема. Так или иначе, но эксперты едины во мнении: этот важный психологический аспект еще долго будет оказывать влияние на реальное положение дел в России.
Для введения новых правил депутаты Госдумы в ближайшее время разработают пакет поправок в законодательные акты, ведь для того, чтобы новые процедуры оформления ДТП и выплат по «Европротоколу» заработали, потребуется внести поправки в Закон об ОСАГО, Кодекс об административных правонарушениях и Гражданский кодекс. Кроме того, планируется детальное обсуждение новшеств на общественных слушаниях, которые обещают быть бурными.
Евгений ЧУБАЧКИН
Комментарии