Долг граждан России по кредитным картам сегодня составляет 25% от общего объема портфеля коллекторских агентств, специализирующихся на взыскании просроченной задолженности с юридических и физических лиц.
На данный момент сумма переданных коллекторам долгов по картам за период с 2009 года выросла почти в 8 раз. При этом в 2012 году появилась и набирает вес реструктуризированная задолженность, то есть те долги, взыскание которых осуществляется по решению суда. Согласно данным финансовых аналитиков, в настоящее время общий долг по кредитным картам россиян перед банками составляет почти 500 млрд. рублей. Это более 12% от совокупного объема выданных кредитов физическим лицам, общая сумма которых оценивается в 4,2 трлн. рублей.
В начале 2012 года россияне сменили модель своего потребительского поведения и стали больше тратить денег, чем сберегать. К таким выводам пришло Минэкономразвития, проведя соответствующий мониторинг. Согласно его результатам, с начала года и до конца марта физлица потратили более 8 трлн. рублей, что почти на 260 млрд. больше, чем они заработали. Одновременно с этим банки снижают уровень требований к заемщикам, борясь за клиентов. Все перечисленное и лежит в основе роста просрочки.
Сегодня кредитно-финансовые учреждения активно продают карточные продукты, причем нередко минимизируя свои расходы на оценку заемщиков и отправку карт. Нередко карты направляются в подарок клиентам, ранее бравшим кредиты, в том числе и тем, которые не вернули их полностью, а всего лишь внесли несколько плановых платежей. При этом доставка порой происходит по почте, что существенно увеличивает риски несанкционированного доступа к пластику со стороны третьих лиц, которые используют кредитный лимит без намерений возвращать долг.
Есть в этой проблеме и чисто психологический аспект: кредитные карты зачастую воспринимаются их обладателями как дебетовые, что приводит граждан к переоценке своих финансовых возможностей и провоцирует на совершение импульсивных покупок. Кроме того, считает ряд экспертов, невысокий уровень общей финансовой грамотности является довольно распространенной причиной того, что люди не уделяют должное внимание финансовому планированию, в том числе рациональному использованию кредитных продуктов и своевременному погашению задолженностей.
И с этим трудно не согласиться, ведь главный плюс кредитной карты — это моментальный доступ к средствам, то есть каждый раз не нужно оформлять отдельный потребительский кредит, когда возникает необходимость что-то приобрести в рассрочку. Поэтому покупки по карте нередко носят преимущественно эмоциональный характер. Так или иначе, но наблюдатели в большинстве своем сходятся во мнении, что об изменении всех описанных тенденций, по крайней мере, в самое ближайшее время, сегодня говорить не приходится.
Евгений ЧУБАЧКИН
Комментарии