В настоящее время Минэкономразвития готовит специальный механизм, при помощи которого должна появиться реальная возможность обсуждения всех значимых для общества законопроектов.
Пока предполагается, что на соответствующем сайте будет публиковаться информация о законодательных новшествах, и там же станут появляться комментарии всех желающих. Однако в будущем может возникнуть ряд исключений: например, не будут размещаться документы, не содержащие значительных изменений, или внутренние акты, не касающиеся непосредственно граждан и бизнеса. Как говорят эксперты, институт общественного обсуждения потребует серьезных ресурсов в ведомствах, поэтому надо будет взвешивать и понимать, в каких случаях целесообразно упростить процедуру. В частности, до общественного обсуждения, скорее всего, не допустят законопроект о федеральном бюджете, который принимается каждый год.
Другой важный вопрос — какой объем информации следует размещать на сайте. В мире сформировались два подхода. США обнародуют все отзывы, включая те, что пришли по обычной почте. В то же время в Европе достоянием общественности становится лишь итоговый документ, содержащий результаты консультаций.
В Минэкономразвития считают, что размещать на сайте стоит лишь информацию о документах, ходе разработки и поступивших замечаниях. А вот превращать этот ресурс в форум, полагают специалисты министерства, не стоит. Ведь и сейчас на обсуждение по решению президента могут также выноситься законопроекты, которые имеют общественное значение. Подобный механизм, например, применялся при разработке законопроектов «Об образовании» и «О полиции». К последнему, например, поступило более 20 тысяч комментариев, часть из которых была использована в итоговой версии закона.
Так или иначе, а на данный момент сроки уже определены: механизм, который сможет позволить каждому гражданину обсуждать законопроекты, в Минэкономразвития должны разработать до сентября. Вот тогда-то и станет ясно, насколько реально в современной России широкая общественность сможет оказывать влияние на происходящие процессы, и в частности – на различные аспекты законотворческой деятельности.
Евгений ЧУБАЧКИН
Комментарии