Народные избранники предлагают рассмотреть возможность объединения полисов Каско и ОСАГО. Впрочем, речь идет не о полном слиянии продуктов, а только о возможности получить две страховые услуги по одному договору, уверяют в Комитете Госдумы по финансовому рынку.
О предложении объединить два вида автострахования в одном было заявлено недавно, и сразу инициатива вызвала недоумение у ряда специалистов: невозможно, говорили они, сделать автокаско обязательным, ведь большая часть автопарка в России — это машины старше девяти лет, которые не страхуются таким образом из-за высоких рисков.
В свою очередь авторы инициативы поясняют свое предложение следующим образом. Если человек хочет приобрести у страховой компании два смежных продукта, то фирма могла бы предоставить ему такую возможность в одном полисе. И речь здесь, как отмечается, идет об упрощении процедуры получения услуги, об объединенном документе, а не о навязывании дорогостоящего страхования. Возможность полного слияния ОСАГО и Каско, равно как и переведения последней в разряд обязательных страховок в Госдуме даже не обсуждали.
Согласно предложению, ОСАГО и Каско останутся самостоятельными, но при этом страховщики могут начать предлагать некий комбинированный продукт. Его цена может быть даже ниже, чем стоимость двух отдельных договоров, предполагают в Думе. Такая идея появилась у представителей комитета еще полгода назад, когда закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обсуждался в первом чтении.
Для сближения полисов Каско и ОСАГО планируется предпринять еще один шаг. Комитет по финансовому рынку намерен обсудить введение франшизы для ОСАГО. Сейчас франшиза — сумма ущерба, ниже которой страховщик освобождается от возмещения убытков страхователю, — есть только при страховании по автокаско. Ее размер определяется фиксированной денежной суммой (обычно около 10—20 тыс. руб.) или процентом от стоимости машины. Соглашаясь на франшизу, клиент берет на себя риски, но при этом получает скидку. "Если в Каско есть франшиза, то почему в ОСАГО ее не может быть?" — задают риторический вопрос авторы предполагаемого новшества. По их разумению, франшиза на ОСАГО может быть интересна части клиентов, ведь она снизит цену продукта.
А вот, по мнению страховщиков, введение франшизы не соотносится с правилами обязательных видов страхования. ОСАГО, говорят критики инициативы, вводили именно для того, чтобы уйти от разборок на дорогах. Сама суть закона в том, чтобы исключить любое частное урегулирование финансовых вопросов между водителями; но если ввести в социальный проект под названием «ОСАГО» франшизу, то пострадавший снова будет требовать возмещения с виновного, что приведет к конфликтам. Кроме того, представители страховых компаний попросту не представляют, как нововведения можно осуществить технически. Так или иначе, дебаты вокруг этой темы продолжаются и обещают быть весьма бурными.
Евгений ЧУБАЧКИН