ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"
12 декабря 2013, 03:15
- А препятствия, а трудности, а "подводные камни"?
- Главных препятствий два. Первое — это неверие человека в то, что он может говорить с аудиторией и говорить хорошо. Это универсальное препятствие, и оно одинаково актуально как для крупных бизнесменов, так и для студентов. Здесь вообще много психологической работы, потому что когда вся эта неуверенность уходит в фон, человек и сам не замечает, как и в какой момент он вдруг начинает говорить совсем на другом уровне. Однажды ты его фиксируешь на этом моменте и говоришь: «Посмотри, ты уже вторую неделю это делаешь». Второе препятствие – это то, что я в рабочем порядке называю "дурной социальной магией". О чем идет речь? Чем выше человек взобрался по социальной лестнице, тем больше ему кажется, что он должен блистать каждый день и быть совершенно безукоризненным. В результате возникает страх, что его забьют кольями, реальными или виртуальными, если он сделает что-то не так.
Один мудрец, помнится, посоветовал для начала принять тот факт, что мы люди. А потом уже думать о дальнейшем развитии. А раз ты человек, то ты можешь ошибиться. И если ты не будешь ошибаться, то больше никогда ничему не научишься. Ты не обязан все время блистать. Знаменитый психолог Альфред Адлер говорил о том, что все неврозы мужчин берут свое начало в мифе "настоящего мужчины". А если сегодня в18.30 ты вдруг не смог соответствовать этому мифу, что дальше — броситься в воду, уйти в запой или избить жену? Более того, если бы у каждого человека время от времени не случалось провалов, то их нужно было бы организовывать. А так что получается: человек занял одну позицию, которую социум поддерживает и одобряет, и держится за эту позицию изо всех сил. И блистает. Создается некоторая неопределенность, в рамках которой человек уже не может быть ярче. Как только он захочет быть ярче, он сразу же нарушит сложившуюся привычку. Все вокруг сразу начнут волноваться и предрекать грядущие поражения. И человек часто возвращается к прежнему стереотипу, закрывая для себя все пути для дальнейшего обучения и совершенствования. Он превращается в истукана, обслуживающего свою собственную роль.
В действительности все люди знают, что когда человек органичен даже в своих ошибках, он симпатичен и обаятелен. А эти статуи командора, которые мы все время видим по ящику, могут внушить только замогильный ужас. А ведь когда-то были живые люди. Мы с моим другом Геной сидели и разговаривали в деревне под Сызранью и где-то к 7 утра в один голос сказали, что социальное существование человека со стороны выглядит очень странно, потому что как только возникает выбор между жизнью и нежизнью, огромное количество людей выбирает нежизнь. И люди становятся статуями командора. "Ох, тяжело пожатье каменной его десницы". Сначала был просто страх ошибиться на людях. А потом человек замирает в статуарной позе, как памятник на кладбище, и в его голове весь ход жизни складывается в одну причинно-следственную цепочку: «Ага, стою на кладбище в костюме для официальных приемов. Все идет хорошо. Помню, встал в первый раз в позе командора, деньги пошли, репутация успешного века возникла. Если переменю позу, деньги уйдут, успех уйдет, статую с Новодевичьего унесут». О, Господи! Это какое-то грандиозное половое извращение последнего столетия — превращение живых мужчин и женщин в статуи командоров.
Всех дон жуанов эти статуи передушили. Включишь телевизор, а они голосами с того света вещают. Октябрь 98-го года. После дефолта прошло где-то полтора месяца. Друг мне подбросил разовую подработку, спасибо ему большое. Это была моя первая встреча с сетевиками.
- Сетевики - это многоуровневый маркетинг?
Вроде того. Ситуация следующая: одна из "пирамид" загрустила. У людей постдефолтовая депрессия. Все понятно. Мне предложили поработать "тренером" и поставили задачу оптимизировать общее психологическое состояние людей. Я пришел, начал работать, начальству все очень понравилось, особенно московским варягам. После занятия подлетает тамошнее руководство, в Москву поработать зовет и т.д. А меня мучает октябрьский насморк. Простудился. И вдруг ко мне подходит статусная женщина, один из директоров, расточает комплименты и вдруг спрашивает: "А вы что, болеете?" Я говорю: "Да вот, простудился". А она строго так на меня смотрит: "Тренер МЛМ не должен болеть". Строить начали. Хотел я материться начать, но сдержался. Она меня за статую командора приняла. А статуя командора уже не болеет. Она же на кладбище стоит. И ждет, когда донну Анну хоронить понесут. Статуя командора охраняет одну-единственную дорогу – путь в склеп. Пока ты не стоишь у входа в склеп, ты можешь болеть. Можешь ошибаться. Можешь полюбить донну Анну. Не откажу себе в удовольствии процитировать хорошего российского кинокритика Игоря Манцова, который во время последних Олимпийских игр открыл для себя водное поло: "Все мы знаем игру водное поло. Игра на выносливость, медленная, вязкая, зрелищно не очень выразительная. Так я полагал всю предшествующую жизнь, опираясь только на поверхностную надводную информацию. Но, оказывается, самое интересное, самое захватывающее и невероятное происходит под водой... Осторожный комментатор предупреждает: "Внимание! То, что происходит под водой в женском водном поло, я попросту не могу вынести на общедоступные экраны!" Но поверьте, даже куда более мягкий - мужской вариант вызывает душевный трепет. Вот надводная картина: два дюжих мужика в опасной близости, один контролирует мяч, другой, словно бы нехотя, его атакует. Я всегда задавал себе вопрос: почему же настолько нехотя, настолько пассивно, ведь ставка — олимпийское "золото"? О, юношеская наивность! Настоящая мужская борьба ведется ногами и другой, подводной рукой... Сколько здесь неподдельной страсти: удары в живот, в грудь, в пах, по бедрам, по ягодицам, небезуспешные попытки сорвать с противника плавки, незаурядное подводное тхэквондо и, наконец, вершина праздника спорта, квинтэссенция духоподъемного олимпийского маразма — отчаявшись обыграть конкурента под водой, спортсмен недрогнувшей рукой крутит его, что называется, за яйца! Но и жертва не остается в долгу, проделывая ровно ту же садистскую процедуру. И вот герои современного спорта зависают в прозрачной влаге бассейна, силясь оторвать друг другу мужское достоинство. "О спорт, ты — мир!" — завопил столетие назад Пьер де Кубертен, заново придумавший олимпийское движение". Надеюсь, метафора ясна. Катенька, тебе хотелось бы побывать на чемпионате мира по водному поло среди статуй командора?
48 часов Nostalgie
*В 2002 году Валерий Бондаренко на спор рассуждал на умные темы 48 часов подряд. Проспорившая сторона (Елена Хегай, гендиректор радио "Ностальжи") издала все это в виде книги. Радио "Ностальжи" уже не существует, а книга - "48 часов Nostalgie" - осталась, при этом она актуальна и по сей день. С разрешения автора мы будем публиковать это необычное произведение - не написанное, но наговоренное, по частям, которые вы можете бесплатно прочитать на нашем сайте.