10 ноября 2013, 08:54
За что лично я самураев люблю больше, чем, например, викингов, аргираспидов, галлогласов, ландскнехтов и прочих «идеальных машин для убийств друг друга на поле боя»? Потому что согласно суровым правилам этикета в средневековой Японии (а этикет тогда был вещью серьезной, за которую могли убить – и убивали) самурай должен был не просто идеально владеть мечом (даже двумя – длинным и коротким), копьем, луком и, желательно, еще каким-нибудь из видов оружия поэкзотичнее (палица, боевой серп, алебарда, кистень и пр.). Настоящий самурай должен был быть человеком утонченного вкуса, эстетом и знатоком искусств. Ода Нобунага исполнял танцы в стиле «но», Тоётоми Хидэёси считался знатоком самых сложных и изысканных чайных церемоний, Акети Мицухидэ читал по-китайски и сочинял стихи. Хотя сочинять стихи (но всё-таки на японском) надо было уметь любому самураю, даже самому неотесанному – ибо жизнь самурайская непредсказуема и сёппуку (нам известное как харакири) может понадобиться сделать в любую минуту. А правильный ритуал сёппуку в обязательном порядке включал и написание предсмертного стихотворения.
И вообще, в какой иной стране можно представить себе ситуацию, когда воин в осажденной крепости каждую ночь играет на флейте, полководец осаждающей армии каждую ночь приходит под стену его послушать (ибо хорошо играет, мошенник!), а другой воин в этой же крепости, заметив сие, устанавливает днем аркебузу напротив стула, на котором сидит командующий, и ночью его убивает выстрелом «вслепую»? Это история смерти самого, пожалуй, прославленного героя эпохи Сёнгоку Дзёдай (войн за объединение Японии) Такеды Сингэна.
А еще эти «безжалостные эстеты» стали первыми в мире героями масс-культуры. В эпоху Эдо (XVII – первая половина XIX веков) талантливые художники изготовляли формы для гравюр, с которых делали дешевые (по цене) оттиски и продавали самому простому народу. Такие гравюры содержали изображения животных («ми-ми-ми XVIII века»), куртизанок («ню, тут и так всё понятно»), пейзажей («посетите Фудзи!»), актеров (естественно, «в ролях») и даже (уведите Милон-сана и Исимбаю-доно!) актеров в женских ролях, сопровождавшиеся текстом–описанием изображенного или «исторического анекдота», связанного с персонажем. Причем не одну и не две гравюры, а целые серии – «50 видов Фудзи», «100 станций Токайдо» или «20 известнейших красавиц». И да, вы правы, – именно от таких листков произошли комиксы-манга, которые породили мультики-аниме…
Так вот, о самураях. Жил в XIX веке в Японии художник Итиюсай Куниёси (или, как предпочитают сами японцы, Куниёси Итиюсай), который создал одну из таких серий – «Повесть о великом умиротворении» из 50 гравюр, героями которых и стали самые известные воины прошлого – Ода Нобунага, Сайто Досан, Сибата Кацуиэ, Акети Мицухидэ, Тоётоми Хидэёси и др. А петербургское (что характерно) издательство «Гиперион» взяло да и выпустило книгу «Предания о великих самураях, или Повесть о великом умиротворении», куда вошли цветные репродукции гравюр Куниёси, тексты к ним, а также вступительные статьи и многочисленные примечания и комментарии – в общем, всё то, что позволит прикоснуться к странному миру «красиво одетых культурных убийц»…