12
19
05
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
   888888  888b     d888  888b    888                d8888      d8b           
"88b 8888b d8888 8888b 888 d8P888 Y8P
888 88888b.d88888 88888b 888 d8P 888
888 888Y88888P888 888Y88b 888 .d88b. d8P 888 8888 8888b.
888 888 Y888P 888 888 Y88b888 d88P"88b d88 888 "888 "88b
888 888 Y8P 888 888 Y88888 888 888 8888888888 888 .d888888
88P 888 " 888 888 Y8888 Y88b 888 888 888 888 888
888 888 888 888 Y888 "Y88888 888 888 "Y888888
.d88P 888 888
.d88P" Y8b d88P d88P
888P" "Y88P" 888P"
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.

Все Блоги Самары

Утонченные убийцы

Дмитрий Копалиани Журналист

10 ноября 2013, 08:54

За что лично я самураев люблю больше, чем, например, викингов, аргираспидов, галлогласов, ландскнехтов и прочих «идеальных машин для убийств друг друга на поле боя»? Потому что согласно суровым правилам этикета в средневековой Японии (а этикет тогда был вещью серьезной, за которую могли убить – и убивали) самурай должен был не просто идеально владеть мечом (даже двумя – длинным и коротким), копьем, луком и, желательно, еще каким-нибудь из видов оружия поэкзотичнее (палица, боевой серп, алебарда, кистень и пр.). Настоящий самурай должен был быть человеком утонченного вкуса, эстетом и знатоком искусств. Ода Нобунага исполнял танцы в стиле «но», Тоётоми Хидэёси считался знатоком самых сложных и изысканных чайных церемоний, Акети Мицухидэ читал по-китайски и сочинял стихи. Хотя сочинять стихи (но всё-таки на японском) надо было уметь любому самураю, даже самому неотесанному – ибо жизнь самурайская непредсказуема и сёппуку (нам известное как харакири) может понадобиться сделать в любую минуту. А правильный ритуал сёппуку в обязательном порядке включал и написание предсмертного стихотворения.

И вообще, в какой иной стране можно представить себе ситуацию, когда воин в осажденной крепости каждую ночь играет на флейте, полководец осаждающей армии каждую ночь приходит под стену его послушать (ибо хорошо играет, мошенник!), а другой воин в этой же крепости, заметив сие, устанавливает днем аркебузу напротив стула, на котором сидит командующий, и ночью его убивает выстрелом «вслепую»? Это история смерти самого, пожалуй, прославленного героя эпохи Сёнгоку Дзёдай (войн за объединение Японии) Такеды Сингэна.

А еще эти «безжалостные эстеты» стали первыми в мире героями масс-культуры. В эпоху Эдо (XVII – первая половина XIX веков) талантливые художники изготовляли формы для гравюр, с которых делали дешевые (по цене) оттиски и продавали самому простому народу. Такие гравюры содержали изображения животных («ми-ми-ми XVIII века»), куртизанок («ню, тут и так всё понятно»), пейзажей («посетите Фудзи!»), актеров (естественно, «в ролях») и даже (уведите Милон-сана и Исимбаю-доно!) актеров в женских ролях, сопровождавшиеся текстом–описанием изображенного или «исторического анекдота», связанного с персонажем. Причем не одну и не две гравюры, а целые серии – «50 видов Фудзи», «100 станций Токайдо» или «20 известнейших красавиц». И да, вы правы, – именно от таких листков произошли комиксы-манга, которые породили мультики-аниме…

Так вот, о самураях. Жил в XIX веке в Японии художник Итиюсай Куниёси (или, как предпочитают сами японцы, Куниёси Итиюсай), который создал одну из таких серий – «Повесть о великом умиротворении» из 50 гравюр, героями которых и стали самые известные воины прошлого – Ода Нобунага, Сайто Досан, Сибата Кацуиэ, Акети Мицухидэ, Тоётоми Хидэёси и др. А петербургское (что характерно) издательство «Гиперион» взяло да и выпустило книгу «Предания о великих самураях, или Повесть о великом умиротворении», куда вошли цветные репродукции гравюр Куниёси, тексты к ним, а также вступительные статьи и многочисленные примечания и комментарии – в общем, всё то, что позволит прикоснуться к странному миру «красиво одетых культурных убийц»…

Наверх