Какие шансы у Самарской губернии в конкурентной борьбе за инвестора, что может продемонстрировать комиссия ФИФА в нашем регионе и когда начнётся реальное производство на территории особой экономической зоны в Тольятти?
У нас в гостях - заместитель председателя правительства Самарской области, министр экономического развития и торговли Владислав Валентинович Капустин.
Ян Налимов:
- Здравствуйте, Владислав Валентинович!
Владислав Капустин:
- Здравствуйте.
Н.:
- Владислав Валентинович, в Самаре проходит важное мероприятие - День инвестора в Самарской области, уже пятый по счёту. Если говорить о практической пользе, скажите, реальные соглашения будут подписаны?
К.:
- Да, вы совершенно правильно сказали, у нас уже пятый такой форум, он становится с каждым годом всё более представительным, и приятно, что с этого года он стал международным - у нас принимает участие целый ряд международных организаций.
Безусловно, пользу от этого мероприятия мы видим, это такая реальная площадка для общения власти с бизнесом, мне крайне приятно, что эту площадку выбирает всё больше бизнес-структур, как наших участников внутри страны, так и зарубежных участников.
Планируем подписание трёх соглашений, одно из них важнейшее - это соглашение о сотрудничестве между правительством Самарской области и компании «Дельфи» о строительстве производства у нас на территории области, что особенно приятно, в г. Чапаевске. Кроме этого, мы подпишем сегодня рамочные соглашения между Торгово-промышленной палатой Самарской области и Франко-российской торгово-промышленной палатой.
Кроме этого, мы подпишем соглашения между министерством экономического развития и торговли Самарской области и Швейцарско-российским промышленным бизнес-клубом. Это тоже очень интересная структура, объединяющая бизнесменов Швейцарии, и мне крайне приятно, что такие соглашения сегодня будут подписаны.
Н.:
- То есть есть надежда, что в Чапаевске появится новое производство, я правильно понимаю?
К.:
- Абсолютно правильно. Мы сегодня этим территориям уделяем особое внимание. Вы знаете, совсем недавно были приняты очень прогрессивные законодательные акты по инициативе губернатора Самарской области Владимира Владимировича Артякова о поддержке монопрофильных городов. Мы впервые использовали форму прямого субсидирования инвестора за создание рабочего места, при этом мы использовали лучший опыт, который был сделан в свое время в Восточной Германии, в некоторых странах восточной Европы, и, я думаю, что будет очень положительный результат.
Неслучайно сегодня нашим опытом интересуются на федеральном уровне, и я уже в целом ряде федеральных ведомств докладывал о нашем опыте, наших предложениях, и мы везде хороший такой отклик получаем, действительно хороший отклик.
Это реальная совершенно вещь, мы реально создали первую программу стимулирования создания рабочих мест – все-таки получение так называемой инвестиционной премии в две тысячи евро за создание конкретного рабочего места это приличная сумма. Ничего подобного ни в одном регионе нет.
Н.:
- Две тысячи евро за создание рабочего места в год, или это стартовая помощь?
К.:
- Это стартовая помощь - вы создали рабочее место, мы вам компенсируем определённую часть затрат в размере двух тысяч евро за создание рабочего места.
Н.:
- Здесь, правда, возникает вопрос: как проверить цифры, чтобы не было попыток жульничества?
К.:
- Вы знаете, это самая простая вещь. У нас все работники находятся на персональном учёте в налоговой инспекции, вы берёте данные в налоговой инспекции, сколько кто получает заработную плату. Опыт такой работы за рубежом есть, мы консультировались со специалистами в налоговой инпекции, будем пользоваться их налоговой базой. Но, к сожалению, у нас народ очень предприимчивый, однако, думаю, что здесь никаких злоупотреблений не будет, почва для них крайне узкая. Похвистнево и Чапаевск например - это небольшие города, всё же на виду, злоупотреблении, думаю, не будет.
Н.:
- И бюджет не пострадает?
К.:
- О чём вы говорите, как он может пострадать? Если на этих территориях у нас инвестиционных проектов не было по пять лет.
Мы всё время об этом говорим, и когда наши финансисты, предоставляя налоговые льготы, налоговые каникулы для инвестиционных новых предприятий, говорят: а как же выпадающие доходы бюджета? Я всегда отвечаю: простите, господа, какие выпадающие доходы, этих предприятий просто нет. И их не будет, если мы не дадим этих льгот.
Затраты на начальную постановку бизнеса таковы, что эти льготы являются объективными с моей точки зрения. Потому что стартовые условия тех предприятий, которые были созданы в 90-м году, были другими - когда за копейки выкупалась собственность, и целый ряд предприятий владеют теперь значительными территориями, производственными зданиями, оборудованием, которое они приобрели не в рыночных условиях. Сегодня ситуация другая.
Сегодня, чтобы запустить новое производство, нужны значительные капитальные вложения, в сооружения, здания, оборудование. И, безусловно, мы должны их поддержать, или мы будем продолжать жить в старых технологиях и ни о какой инновации и речи быть не может.
Кстати, это общемировая практика: инновации должны быть поддержаны, потому что сиюминутные получения прибыли - это экономически невыгодно. Нужно думать о перспективе, уметь заглядывать в будущее, и об этом говорил совсем недавно на коллегии экономического развития премьер-министр Владимир Владимирович Путин. Он чётко сказал, что если мы не научимся заглядывать в перспективе на пять или более лет вперед, никакого инновационного развития, никаких прорывов в технологиях мы в стране не получим.
Н.:
- То есть горизонт планирования пять и более лет вперед, я правильно понимаю?
К.:
- Верно вы понимаете, и шаги такие делаются как на федеральном, так и на региональном уровне.
Мы по поручению губернатора разрабатываем стратегию, практически разработка закончена. Мы переходим к этапу публичного её обсуждения, такое первое публичное слушание произойдёт уже на этой неделе, пока в рамках министерств и ведомств правительства, а затем это будут полные публичные обсуждения. Сегодня текст находиться на сайте нашего министерства.
Н.:
- Вот я сейчас читаю документ под названием «Стратегия 2020». Это стратегия развития нашего государства. Подготовленный экспертами большой труд - 860 страниц.
Самарская губерния, насколько я знаю, впереди всех регионов по разработке стратегий, мы подготовили стратегию 2020, а сейчас начали разработку стратегии 2030. Чем будет отличаться стратегия 2030 от стратегии 2020?
К.:
- Начиная разработку стратегии 2030, мы понимали, что на самом деле эти региональные стратегии должны быть более опережающими, чем федеральные.
Если мы занимаемся стратегическим планированием, то из кирпичиков региональных стратегий должна быть создана стратегия Российской Федерации.
Если мы говорим о развитии самоуправления, если мы говорим о развитии муниципалитетов, мы говорим о повышении роли субъектов Российской Федерации. Наверное, мы на местах лучше понимаем, что происходит у нас в отдельных отраслях экономики, что нужно нашему населению по целому ряду вещей.
Я не говорю о планированию обороны, я не говорю о планировании экономической деятельности.
Н.:
- То есть мы опережаем сейчас планы, которые существуют в стране?
К.:
- Да, мы пытаемся заглянуть дальше, та же самая группа экспертов, которая разрабатывает стратегию РФ, делала и нашу стратегию. Стратегия построена по принципу стратегии РФ. Это позволит нам иметь документ, который учитывает как федеральные, так и законодательные интересы.
Но, самое главное, у нас произошли очень существенные события. Это создание таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, там содержится целый ряд предложений, которые должны быть уложены в стратегию.
Еще одно событие - мы стали членами ВТО.
Целый ряд вещей в рамках стратегического характера мы должны учитытывать.
Н.:
- 2030 год - это не слишком большой горизонт планирования? Я боюсь представить, что будет ценно в нашей стране через 18 лет.
К.:
- Некоторое стратегическое планирование крайне примитивно. На самом деле мы должны планировать информационные индикаторы. Нам важно понимать, как будет развиваться общество. Да, произойдут структурные сдвиги в экономике, да, произойдут структурные сдвиги в потреблении, но если сегодня об этом не думать, то мы с вами просто окажемся на задворках.
Уход от стратегического планирования - это колоссальный тормоз развития технологий. Потому что целым рядом решений, которые сегодня находятся на бумаге, мы с вами должны будем активно пользоваться через 18 лет. Конечно, вероятность всяких событий существует, но мы должны заниматься стратегическим планированием, без этого просто жить нельзя.
Н.:
- Не могу не задать вам вопрос про предприятие «Тольяттиазот». На сегодняшний день в интернет-СМИ публикуется масса информации о том, что предприятие работает неэффективно. Как вы считаете, что это на самом деле и что за этим стоит?
К.:
- Я не могу назвать это рейдерской атакой, потому что, с моей точки зрения, это несколько другие действия.
Я знаю, продолжаются следственные действия, проверки. Все цифры, которые даются в прессе, натянуты.
Вы не забывайте о том, что «Тольяттиазот» - одно из социально-ориентированных предприятий.
Давайте мы подумаем, что для нас важно: важно ли городу Тольятти, что есть санаторий «Надежда»? Или этого не надо делать? С точки зрения чистого бизнеса - не надо.
Если на людей ориентироваться, наверное, это нужно.
Все знают о том, что я достаточно долго работал в химической промышленности. И когда пишут такие вещи - чистое передёргивание фактов, понижение цены…
Есть такая вещь, называется теория больших цифр. Это когда вы заинтересованы в долгосрочном контракте, вы не можете сегодня урвать прибыль, чтобы завтра не иметь никаких контрактов.
Н.:
- А вы садились в автомобиль «Лада Ларгус»?
К.:
- Да, еще в его прототип, когда работал на АвтоВАЗе.
Нишевый автомобиль, я думаю, он будет иметь своего покупателя, это семейный автомобиль для большой семьи. Сколько семей смогут их приобрести - это чисто рыночная политика.
Мы не выпускали такой машины, можно строить стратегические догадки, давайте посмотрим, что рынок покажет.
Что он нужен – да, число семей, у которых двое и более детей, на которые рассчитан этот автомобиль, увеличивается. А он недорогой автомобиль, практичный автомобиль. Здорово, что он есть, а дальше посмотрим.
Н.:
- Как вы относитесь к идее закупать для государственных нужд автомобили отечественного производства, и имеет ли шанс АвтоВАЗ?
К.:
- Я бы хотел бы здесь занять чисто государственную позицию. С моей точки зрения это российское предприятие. Если завтра АвтоВАЗ будет производить модель «Лада Ларгус», это практически модель «Рено», что мы скажем, что это иностранный автомобиль? Нет, он производится у нас.
Если мы хотим жить в открытом экономическом пространстве, и мы говорим о народном разделении труда, то предприятия, производящие у нас технику, да - это наши машины.
Сегодня гамма выпускаемых автомобилей на заводах РФ - от БМВ до «Жигулей» - позволяет удовлетворить все потребности федеральных органов и региональных органов.
Допустим, «Шеви Нива», замечательный автомобиль, приспособленный для сельской местности. Почему бы всем главам на нём не ездить?
Н.:
- Я видел у них иномарки и достаточно дорогие.
К.:
- Я считаю, что у нас некоторые территории сидят на шее области. Я считаю, что, конечно, надо ездить на отечественных автомобилях, да и во всём мире так, это считается хорошим тоном.
Администрация Самарской области всегда закупала продукцию АвтоВАЗа. В прошлом году партию «Нив» мы дарили милиции, нашим поселковым участковым, я пока жалоб не слышал.
Н.:
- Сильные и слабые стороны Самарской области, в чём они?
К.:
- Самой слабой стороной является то, что у нас есть четыре монотерритории: Октябрьск, Похвистнево, Чапаевск, Тольятти. Мы принимает все меры по их развитию. Усилия по развитию этих городов мы должны принимать совместно. Общество должно это понимать. Это очень уязвимое место. При этом Тольятти активно уходит монозависимости.
Мы в этом году, надеюсь, в корпорации «Тольяттиазот» откроем линию по производству металла. Очень хорошо идёт проект парка высоких технологий «Жигулевская долина».
Внимание губернатора к этому проекту позволяет рассчитывать на то, что он действительно будет прорывным.
Комментарии