Румянцева:
- Сегодня у нас в гостях уполномоченный по правам человека в Самарской области – Ирина Скупова. Добрый вечер, Ирина Анатольевна!
Скупова:
- Добрый вечер.
Р.:
- Красиво звучит название вашей должности – омбудсмен. У омбудсмена нет никаких распорядительных функций, там фигурируют такие слова как правовое просвещение, которые звучат весьма абстрактно. Что же тогда реально может уполномоченный, если у него нет четко прописанных функций, распорядительных функций, распорядительных очагов?
С.:
- Ну что касается красивых слов, слово «омбудсмен» достаточно непривычно для русского уха – это человек, исправляющий плохое администрирование плюс пробелы и противоречия.
Почему такие сложные конструкции… Я когда первый раз это прочитала, вступая в должность, думала: Боже мой, а на самом деле это правильно, и когда говорят, что нужно дать распорядительный характер, это глубочайшее заблуждение, это вызовет коллапс - когда прокуратура говорит одно, уполномоченный другое. И институт уполномоченного как раз существует для восполнения дисфункций государственной машины. Там, где она сбоит, ни подмены, ни замены, ни защиты прав граждан, вместо этого человек будет сидеть, а я буду бегать вместо него по ЖЭКам, по администрациям.
Человек должен сам вместе с чиновником определить рациональные пути восстановления нарушенного права и решение проблемы. Захват распорядительных полномочий - это не совсем правильный способ, с полномочиями может каждый, а вот вы попробуйте убедить людей только силами аргументации, причем в рамках действующего законодательства.
Р.:
- Достаточно сложная правовая конструкция - умение договориться - насколько эффективно работает в нашей стране? Вы можете привести процент дел, в которых сила убеждения возымела желаемый результат?
С.:
- Боже упаси, у нас нет палочной системы. Во-первых, сложно сказать, что право восстановлено или не восстановлено, там довольно запутанные правовые коллизии. Человек приходит с одним, а его проблемы решаются совершенно иным способом.
Поэтому в нашем докладе, который мы регулярно готовим, конечно, есть определенная статистика, но она очень относительна: собственников становится больше, поле конфликтов расширяется, и мы считаем гораздо более важным занятием анализировать проблемы по сути уполномоченного и где заканчиваются его полномочия. А кроме того, не мы восстанавливаем нарушенные права, мы помогаем и восстанавливаем те самые органы власти, мы содействуем в этом процессе.
Это не значит, что у нас нет никакой ответственности, не помочь человеку нельзя, это понимание ответственности перед человеком.
Р.:
- В качестве уполномоченного по правам человека вы рассмотрели более 20 тысяч жалоб. А каков спектр тем, с которыми обращаются?
С.:
- Да все темы.
Р.:
- Вы специалист широкого профиля?
С.:
- Вообще я историк. Среди моих коллег уполномоченных есть разные специальности, также есть коллеги-журналисты. Из них получаются отличные уполномоченные, они понимают эти жизненные истории, в проблемах весь спектр укладывается. Но при этом компетенция уполномоченного распространяется только на органы местного самоуправления и органы государственной власти на территории Самарской области.
Но мы же не можем искусственно разделить человека по уровням бюджета и сказать: вот все, что относится к федеральным проблемам, - это в Москву. Он живет здесь, на территории нашей области, его проблема должна решаться здесь. Мы также работаем с федеральными структурами, со следственным управлением.
Р.:
- Буквально перед новым годом из жизни ушли два солдата-срочника. Обе трагедии произошли в одной части под Саратовом. Вы давали оценки расследованию, вы говорили, что не приводятся данные экспертиз. В настоящий момент как проходит расследование?
С.:
- Эти ситуации действительно разные. В одном случае был достаточно развернутый ответ - по заболеванию парня, который скончался в связи с ним.
Во втором, по доведению до самоубийства, там действительно было очень слабый неубедительный ответ, с которым я не могу согласиться, поэтому мы настаивали на дополнительной экспертизе. Но расследование ведет специализированная прокуратура, которая расположена даже не на территории Саратовской области, а в городе Владимире. Это прокуратура, компетенции которой распространяются на войска, в которых служили ребята. Мы поддерживаем сейчас контакт, буквально позавчера мы запросили данные последней экспертизы, на основании которой мы можем сделать выводы. Мы не можем вмешиваться в материалы уголовного дела, права уполномоченного включают только личные права человека.
Мы ждем сейчас этих материалов и потом будем делать выводы.
Р.:
- Но все-таки дело двигается?
С.:
- Прокурор считает, что оно требует доследования.
Р.:
- При уполномоченном по правам человека существует комиссия по урегулированию социальных споров, функции этой комиссии законодательно закреплены. В настоящий момент комиссия решает достаточно запутанную правовую ситуацию, связанную с земельным использованием Сорокиных Хуторов. Эта земля используется под кладбище.
Как сейчас разрешается ситуация?
С.:
- Действительно, у нас сложилась такая ситуация. Сначала это был эксперимент на основе гранта, который получало еще министерство здравоохранения и социального развития. Поскольку это перешло к нам, эксперимент завершился. Кстати, если раньше комиссия рассматривала жалобы от инвалидов, то потом это распространилось на все категории – там, где есть конфликты. Очень трудно и тяжело сам по себе этот вопрос решался, граждане, построившие домики на земельных участках, столкнулись с их расширением, с решением предыдущей администрации города Самара. К этому конфликту добавилась еще одна сторона, которая наоборот заинтерисована в захоронениях в родственные могилы - а все, кладбище закрыто.
И вот этот тройственный треугольник был достаточно тяжелым. Я думаю, что в этом конфликте нужно искать общие точки соприкосновения. В данном случае я была убеждена, что и той и той стороне, в конечном счете, выгодно оформление земельного участка, это избавляет от нависания угрозы над жителями.
Сейчас документы вышли из Росреестра. Сейчас задача размежевать. Когда размежевание совершено, то здесь появляются новые обстоятельства, по которым можно обращаться в суд об отмене предыдущего постановления.
Постепенно шаг за шагом все было согласовано.
Р.:
- Ирина Анатольевна, к сожалению, время нашей программы подошло к концу, а мне очень хочется в завершение задать вам вопрос. Насколько, по вашему мнению, правовая ситуация за весь период вашей работы в должности уполномоченного изменилась в нашем обществе?
С.:
- Общество развивается нелинейно. Нельзя сказать, что было так, а стало лучше, где-то проблема решается, а где-то возникает - так было всегда. Радикально мир во всем мире не наступит, такие структуры создаются для содействия конкретным людям для исправления системных ситуаций.
Сказать, что все намного хуже, тоже нельзя. Очень важно, чтобы вокруг уполномоченного была правозащитная среда.
Р.:
- Возникает эта среда?
С.:
- Вот это хороший момент. У нас есть такая тенденция, и я бы без этих людей мало чего могла бы добиться.
Р.:
- Я могу предложить - давайте будем оптимистами, спасибо за участие в нашей программе.
С.:
- Всего доброго.
Комментарии