Ян Налимов:
- Самарская система высшего образования на сегодняшний день это 70 вузов, порядка 11 тысяч преподавателей и более 170 тысяч студентов. Много говорят в последнее время о необходимости интеграции системы образования. На ваш взгляд, каковы пути?
Геннадий Котельников:
- Мне очень приятно, что вы практически все цифры назвали правильно. Я могу ещё добавить, что у нас почти 1300 докторов наук, это люди самой высокой квалификации.
Мы с вами должны прояснить для наших слушателей, что система педагогического образования в Самарской области позволяет получать хорошее, качественное образование по любому направлению. За редким исключением художников и музыкантов. Это первое.
Второе… Вот вы вопрос ставили насчёт интеграции. Если говорить о межвузовской интеграции, то я уже более 12 лет возглавляю совет ректоров. Я пришёл туда уже зрелым человеком, и я понял, что надо интегрировать всю эту систему. Например, мы все ходим к губернатору области и просим денег на развитие, например нравственное. У губернатора, когда был принят новый бюджетный закон, нет возможности сейчас давать деньги напрямик вузу, но есть возможность давать деньги межвузовским структурам. Сейчас в Самарской области добились того, что у нас есть медиацентр на базе аэрокосмического университета, но его трудно сделать в медицинском университете, просто невозможно. Студенты других вузов занимаются в этом медиацентре.
На базе нашего университета создан межвузовский медицинской центр, сейчас 26000 самарских студентов стоят на учёте у нас в клиниках.
Дальше мы сделали межвузовские кафедры, мы сделали комнату истории и религии, она уже 6 лет работает на базе университета. Мы сделали кафедру этнологии на базе классического университета. Мы в период кризиса построили межвузовский дом.
Только так и можно создавать систему высшего образования, в любом регионе.
Я.Н.:
- Реструктуризация системы высшего образования или, говоря другим языком, сокращение количества вузов… Уже давно говорят о том, что вузов в России и, в частности, в Самарской области развелось достаточно много. Как вы относитесь к сокращению количества вузов?
Г.К.:
- Я думаю, что сокращение количества вузов вполне реально, но это не должно быть революционной мерой - вот взять и сократить, ведь дело не в количестве вузов.
Надо вести речь об укрупнении вузов, нужно создать систему, которая позволила бы быть крупному вузу и быть филиалам, но если говорить о сокращении вузов, я бы в первую очередь говорил о сокращении государственных вузов, у нас сейчас в стране более 3000 вузов вообще. В разы больше, чем в Советском Союзе. И студентов у нас сейчас в два раза больше, чем в советском союзе. Но эти студенты учатся по заочной системе, где качество гораздо ниже.
Ведь самое главное - речь нужно вести о качестве. Высшая школа даёт хороших специалистов, к сожалению, качество снизилось, мы потеряли качество за счёт приёма студентов на бюджетной основе и бесконтрольного открытия учебных учреждений, которые ничего общего с вузом не имеют, но выдают диплом государственного образца. И это бизнес.
Поэтому вы правильно сказали цифры, что у нас 70 вузов, но в совете ректоров у нас в Самарской области лишь половина, мы просто их не принимаем, мы считаем, что они недостойны.
Я.Н.:
- Вас же процитирую: «Объединение вузов не должно быть навязано сверху, это должно быть внутренней необходимостью, обязательно нужно учитывать мнение студентов, если пренебрегать их интересами, мы получим уличные протесты». Вот в плане протестов вы имели в виду Российскую общеобразовательную систему в целом или какие-то конкретно самарские вузы?
Г.К.:
- Я имел в виду вообще систему высшего образования, потому что она достаточно консервативна. Потому что научная школа, научные направления, складывающиеся коллективы - это раз, но вызов времени - это знать язык, быть коммуникабельным, бывать за границей, знать новые направления высшей школы за рубежом, это необходимо сейчас. Но я не имел в виду, что без команды сверху, ведь у нас есть министерство образования и науки, а министерство образования и науки для многих вузов является учредителем.
Вот, например, спровоцировать молодых людей на что-то не очень хорошее очень легко, поэтому совет ректоров и сами студенты удерживают эту ситуацию, но самое главное - они любят свободу и им надо создать соответствующие условия.
Поэтому создание условий для вузов это государственная необходимость.
Наш новый губернатор Николай Меркушкин в один из первых дней посетил аэрокосмический университет, потом посетил наш медицинский университет и совет ректоров и выступил с программной речью. Он сказал, что вузам мы будем помогать, потому что уровень системы высшего образования в области - это уровень самой области.
Я.Н.:
- Одна из претензий к системе высшего образования со стороны реального сектора экономики - это то, что готовят не тех и не так. Вот давайте для начала начнём разговор про то, что готовят не тех. Как вы считаете, на сегодняшний день какова система профориентационной работы?
Г.К.:
- Про «не тех и не так» - мы от этого отошли уже лет 7 назад, потому что мы даём каждый вуз в свое министерство, где дают места. Мы даём документ за тремя подписями, этот документ, набор на факультеты, например журналистики или юристов, подписывают три человека: министр образования, министр труда и председатель совета ректоров.
Поэтому я здесь большой проблемы не вижу. Другой вопрос, что негосударственные вузы в свою очередь набирают гуманитариев, которых слишком много. Я не имею в виду, что это плохо, что много людей с высшим образованием, но это не те люди, которые решают сейчас проблемные вопросы для региона.
Президент подписал документ, в котором указано, что до конца 2012 года должна быть произведена качественная ревизия всех государственных вузов. Следующая мера - это переход на подушевое обслуживание, и это финансирование начнётся с 1 января 2012 года.
Я.Н.:
- Где взять новых, замечательных, талантливых людей. Если ставка молодого специалиста 7000 рублей, ставка доцента 10000 рублей, а если он имеет учёную степень, то ему доплачивается 3000 рублей. Как вы считаете, возможно ли на такую заработную плату пригласить в систему высшего образования новых специалистов?
Г.К.:
- Вы затронули самый серьёзный вопрос. Я могу сказать, что если взять сейчас высшую школу 2000 года, это две разных системы. Все вузы стали лучше. Поэтому речь идёт о материальной мотивации людей. У нас было четыре встречи ректоров ведущих вузов страны с В.В. Путиным. В указе, который он подписал, чётко прописано: к 2018 году зарплата профессорско-преподавательского состава должна стать в два раза больше, чем регионе. Если у нас средняя заработная плата будет 30000 рублей, значит, профессорско-преподавательский состав должен иметь зарплату в размере 60000 рублей.
Если так все и будет развиваться, то этим мы спасём высшую школу.
Комментарии