Ян Налимов:
- Игорь Александрович, здравствуйте! По вашей оценке, с чем связана вспышка ДТП с участием детей?
Игорь Бобров:
- Это связано с тем, что у нас многие родители не уделяют должного внимания воспитанию подрастающего поколения, не всегда наши дети справляются с правилами дорожного движения.
Здесь необходимо проводить комплексную работу, начиная с детских садов: воспитатели должны сразу объяснять правила дорожного движения, как необходимо переходить дорогу.
Далее. Родители должны показывать положительный пример, когда идут с ребёнком: переходить проезжую часть по пешеходному переходу. Если взрослые это будут делать, то с раннего детства дети будут понимать, что необходимо знать правила дорожного движения, и будут относиться к ним как к обязательной норме дорожного движения.
Я.Н.:
- Вы сами начали говорить о детских садах и родителях. По вашему мнению, кроме сотрудников полиции, чья это зона ответственности - безопасность детей на дороге?
И.Б.:
- В первую очередь родителей, так как семья даёт направление в жизнь нашим детям.
Я.Н.:
- Вы сами сказали о родителях, но, к сожалению, чтобы они занимались с детьми, у них должен быть высокий уровень самосознания. Если люди не умеют оценивать опасность, наверное, их нужно принуждать изучать правила.
На самом деле одна из причин — это безнаказанность, потому что юридически наказать невозможно. Или всё-таки возможно детей наказать?
И.Б.:
- Детей наказать юридически невозможно: возраст административной ответственности у нас - 16 лет. Поэтому при выявлении ребёнка нарушителем правил дорожного движения информация передаётся в инспекцию по делам несовершеннолетних, и там, соответственно, проводится работа уже с родителями.
Я.Н.:
- А юридически можно ли преследовать родителей, чьи дети оставлены без надзора и делают что хотят на дорогах?
И.Б.:
- Здесь нужно смотреть семью: если она неблагополучная, то проводится соответствующая работа, направляются документы на лишение родительских прав.
Я.Н.:
- Я правильно понимаю: если у нас сотрудники дорожной полиции будут выявлять на дороге одного и того же ребёнка, нарушающего правила, и они понимают, что он по сути дела брошен, то это может быть основанием для того, чтобы подать документы о лишении этих родителей родительских прав?
И.Б.:
- Там немножко не так. Смотрится ситуация в комплексе, естественно. Если он несколько раз нарушает правила дорожного движения и мы это видим, мы выясняем, откуда этот ребёнок, в учреждения направляем информацию, директорам, и они проводят работу соответственно.
Так смотрится наличие семьи, чем занимаются родители. Если они не следят за своим ребёнком, значит, это какие-то алкоголики и они не занимаются воспитанием детей вообще. Тогда да, направляется информация по лишению родительских прав.
Я.Н.:
- Мы с вами подошли к очень интересному моменту в нашем разговоре - ответственности пешеходов. На ваш взгляд, одинакова ли ответственность пешеходов и водителей при нарушении правил дорожного движения?
И.Б.:
- Ответственность разная. Здесь необходимо обращать внимание на то, что в настоящее время пешеходы вольготно себя чувствуют на улично-дорожной сети.
Видя пешеходный переход, они смело наступают и идут по этому пешеходному переходу, хотя необходимо посмотреть, движется ли автомобиль и останавливается ли он.
К сожалению, у нас не все водители выполняют правила дорожного движения и уступают пешеходам.
Достаточно много наездов на пешеходов на пешеходных переходах. Это очень серьёзная проблема. Мы сейчас провели анализ данных по наездам на пешеходов на пешеходных переходах, и отряды ДПС у нас сконцентрированы именно в этих местах.
Работа будет продолжаться. Зачастую пешеходы перебегают дорогу в неположенных местах — такая статистика тоже имеется. Даже когда установлены ограждения, люди перелезают через них и переходят дорогу в неположенном месте, несмотря на то что есть подземный пешеходный переход.
Я.Н.:
- К сожалению, частенько пешеходы ведут себя безумно, считая так: задавят - значит задавят. Вот что с этим делать?
И.Б.:
- На самом деле ситуация достаточно сложная, потому что бабушки и дедушки на вопрос «Для чего вы это делаете, если в 20 метрах есть пешеходный переход?» отвечают, что им здесь удобнее.
Я.Н.:
- Мне кажется, что это только слова, ведь если, не дай Бог, произойдёт авария…
И.Б.:
- Да, их мнение сразу кардинально меняется, они сразу себя не чувствуют виноватыми.
Я.Н.:
- Вот какова ответственность пешехода?
И.Б.:
- Здесь ответственность совершенно разная. Если пешеход нарушает правила дорожного движения, то наказывается штрафом в размере 200 рублей. Если водитель нарушает правила, то штраф - от 800 до 1000 рублей за пешеходный переход. У водителя ответственность гораздо выше.
Я.Н.:
- А почему?
И.Б.:
- Вы знаете, если посмотреть статистику, наездов на пешеходов по вине водителя гораздо больше, чем наездов по вине пешехода.
Я.Н.:
- Юридически это очень сложно — взыскать штраф с пешехода?
И.Б.:
- В любом случае проводится профилактическая работа, пешеходам делаются устные предупреждения. Процедура взыскания такая же, как и для водителя.
Я.Н.:
- Продолжим разговор о детях. По вашей оценке, сегодня все школы оборудованы соответствующими пешеходными переходами, по которым дети могут безопасно переходить дорогу?
И.Б.:
- В настоящее время к школьному сезону готовы 120 школ, около которых оборудованы переходы.
Я.Н.:
- Скажите, а лежачие полицейские - это очень действенная мера? Почему-то я давно их не видел.
И.Б.:
- Нужно смотреть по пропускной способности дорожно-транспортной сети. У нас достаточно много в Самаре заторовых ситуаций, поэтому если около каждого детского учреждения установить лежачих полицейских, то пробки увеличатся.
Я.Н.:
- Ещё одна проблема детского травматизма на дорогах - скутеры и велосипеды. Скажите, сегодня существует какая-то возможность юридически наказывать молодых людей, которые либо на велосипедах, либо на скутерах выезжают на дорогу и становятся полноправными участниками дорожного движения?
И.Б.:
- Юридическая ответственность наступает, если возраст подходит под административную ответственность.