Уничтоженные самарские заводы. №7. Завод «Родник»: хождение по мукам

Столько черных полос, сколько выпало на долю комбината, из российских заводов мало кому доставалось.

Самарский комбинат «Родник» берет свое начало еще в 19 веке. В июле 1895 года при поддержке небезызвестного графа Сергея Витте был запущен Самарский №1 казенный винный склад.  Ему предстояло прославиться на весь мир...

Столько черных полос, сколько выпало на долю комбината, из российских заводов мало кому доставалось. За более чем 100-летнюю историю предприятию пришлось пережить первую мировую войну, суровые годы нэпа, Великую Отечественную войну (во время которой на заводе делали бутылки с зажигательными смесями), приказ о закрытии в период горбачевской антиалкогольной кампании, первое банкротство  и «перерождение» в нулевые годы, второе банкротство и закрытие в десятые годы.

Завод стремительно развивался. Уже в 1900 году предприятие расширило свою территорию на более чем 1,5 тысячи квадратных метров. Спрос рос, а с ним и объемы поставок. После революции ассортимент предприятия расширился за счет наливок и настоек. В 1930 году запустилось ликеро-наливочное производство, и в каталоге продукции появились номерные портвейны и белый херес. Таким образом предприятие стало называться Куйбышевский ликеро-водочный завод.

В 1941 году, во время войны, руководству предприятия пришлось сократить объем производства алкогольных напитков и переключиться на пищевые концентраты, ленточные запалы и зажигательную смесь. Тем не менее легендарные «боевые 100 граммов» на фронтах ВОВ часто были куйбышевского производства. 

В середине 60-х КЛВЗ первому доверили экспортировать в США русскую водку. Напиток быстро полюбили за рубежом. Вскоре заказчиками завода стали 50 стран мира, в том числе Канада, США, Германия, Франция, Испания и Греция.

Без серьезных потерь завод пережил даже антиалкогольную кампанию 1985 года, когда советские власти потребовали свернуть производство алкогольных напитков по всей стране. Прекратив выпуск ликеро-водочной продукции, предприятие должно было переключиться на производство лимонадов — тархуна, байкала и колокольчика. Оборудование, на котором делали крепкие напитки, приказали демонтировать. Но на свой страх и риск тогдашнее руководство ЛВЗ оборудование не демонтировало, а законсервировало вместе с частью заводского корпуса.

В 1987 году советские власти решили ослабить антиалкогольную кампанию. В стране начали восстанавливать производство крепких напитков. Быстро «разморозив» производство, куйбышевский завод стал одним из первых предприятий, кому удалось возобновить выпуск алкоголя. В 1987 году комбинат разлил по бутылкам около 400 тысяч декалитров. А спустя два года он вернулся к прежним объемам производства. В 1989 году выпуск составил около 4-х миллионов декалитров.

В 90-х комбинат, как и многие другие российские предприятия, акционировали — так он стал открытым акционерным обществом «Родник». Впоследствии компании, работающие на мощностях завода, сменят еще не одно название. Контрольный пакет «Родника» — 51% — оставался в руках государства (в лице «Росспиртпрома»). Другие акции достались частным компаниям и физлицам. В частности, часть ценных бумаг отошла торгово-промышленной группе «Мико», аффилированной известному самарскому бизнесмену Александру Милееву. В конце «девяностых» комбинат едва удержался на плаву. По итогам 2000 года общий объем производства водки и ликероводочных изделий предприятия составил всего 1,5 миллиона декалитров.

В 2006 году многие предприятия «Росспиртпрома» пережили два масштабных кризиса. Первый возник в силу необходимости увеличить уставные капиталы компаний, что было продиктовано новым законодательством. Второй связан с введением новых акцизных марок, которые смогли получить не все производители алкоголя. Обе проблемы коснулись и «Родника». Комбинат не мог увеличить УК, так как эти попытки блокировали миноритарии компании (включая «Мико»). Выпускать алкоголь без акцизных марок нового образца он тоже не мог, и производство встало. Ко всему прочему комбинат, переживший несколько корпоративных конфликтов, накопил более 300 миллионов рублей долгов. В итоге он стал испытывать трудности с уплатой налогов и сборов. А из-за долгов перед ФНС предприятию отказались выдавать лицензию на производство спиртных напитков.

В 2007 году завод признали банкротом. Деятельность комбината так и не возобновилась. Пока в Самаре оплакивали старый «Родник», в городе «появился» новый. В 2006 году зарегистрировали компанию под названием «Самарский комбинат «Родник». Реальным его собственником СМИ называли депутата Самарской губернской думы и основателя холдинга «Мико» Александра Милеева. В октябре 2006 года в Самаре был открыт новый завод по производству спиртных напитков, а его мощность составила свыше 5 миллионов декалитров в год.

Получив право на торговые марки своего предшественника, возрожденный «Родник» начал выпускать алкогольную продукцию под любимыми городом этикетками — «Золотой Родник», «Стержень», «Самарская», «Триумфальная», «Родник-Лимон», «Родник-Хлебная», «Родник-Черная смородина», «Сретенка», «Думская», «Древняя Самара», «Степная», «Экстра» и другими. Объем выпуска продукции «Родника» в 2008 году указывался в тоннах и превысил 1800 тонн. В 2012 году производитель нарастил объемы розлива в пять раз. В основном, это произошло за счет контрактов на производство сторонних брендов. В результате штат предприятия увеличился примерно на 40%, достигнув 650 работников.

В 2014 году на предприятии прошел рейд Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Тогда на заводе обнаружили около 700 тонн неучтенного этилового спирта и фиктивные акцизные марки. Вслед за полицейскими комбинатом заинтересовались и в Росалкогольрегулировании. Надзорный орган быстро лишил лицензий на производство и хранение алкогольной продукции «Родник» и спиртзавод «Буян». Это парализовало алкогольный бизнес комбината. Договориться с Росалкогольрегулированием собственникам завода не удалось. Не помогла и регистрация нового юридического лица. Как сообщали СМИ, основным условием перезапуска «Родника» со стороны регулятора рынка была смена владельцев предприятия. Интерес к комбинату проявило областное правительство, но стороны не смогли договориться о стоимости бизнеса.

До 2014 года «Родник» успешно работал, выпускал водку под собственными брендами «Родник» и «Триумфальная», регулярно платил налоги в бюджеты всех уровней. По версии «Блокнота», успешный бизнес с огромными оборотами и собственной розничной сетью приглянулся тогдашнему губернатору Самарской области Николаю Меркушкину. Как сообщали в СМИ, в том числе и по его инициативе Росалкогольрегулирование приостановило действие лицензии «Родника» на производство алкогольной продукции. А в июне 2014 года Арбитражный суд Самарской области полностью лишил «Родник» лицензии.

При всем этом губернатор Меркушкин обещал, что «Родник» перейдет в областную собственность. То есть, прибыль от производства водки, по его словам, должна была поступать в региональный бюджет, фактически в пользу всех жителей Самарской области. Но этого не случилось. На горизонте появилось ГК «Кристалл-Лефортово», имеющая основное производство в Мордовии (которой долгие годы до назначения в Самарскую область руководил Меркушкин).

«Меркушкин принимал активнейшее участие в нашем приходе на «Родник». Он как губернатор был заинтересован, чтобы завод работал и обеспечивал регион налоговыми поступлениями», - признался потом гендиректор водочного комбината Павел Сметана (на фото с Меркушкиным).

Судя по этому заявлению, скорее всего, губернатор Меркушкин и не планировал передать «Родник» в собственность Самарской области. А сразу наметил для комбината новых, знакомых ему, хозяев. Эту версию подтверждают и сообщения в СМИ, где глава региона Меркушкин фактически не скрывал радости от того, что управлять всем алкогольным бизнесом в Самарской области будет близкий ему «Кристалл-Лефортово», а попавший в опалу губернатора самарский холдинг «Мико» после лишения лицензии на «Роднике» потеряет контроль над предприятием.

В итоге ГК «Кристалл-Лефортово» получила 49 процентов акций комбината «Родник» в обмен за 350 млн. рублей, которые обязались выплатить его собственникам в течение 3 лет. По мнению экспертов, это явно заниженная сумма и холдинг «Мико» буквально вынудили продать акции после административного давления со стороны региональных властей и лишения лицензии на производство. После этого производство на «Роднике» частично возобновилось.

Осенью 2017 года губернатор Николай Меркушин был отправлен в отставку. И примерно с этого времени у его ставленников, новых акционеров «Родника» - ГК «Кристалл-Лефортово» - неожиданно начались проблемы, которые привели к остановке производства в марте 2018 года и заявлениям о том, что комбинат будет закрыт навсегда, а его 650 сотрудников потеряют работу. В проблемах водочного комбината Павел Сметана открыто обвинил главу налоговой службы Самарской области.

«Финальный вердикт, что мы «Родник» не вытащим было принято после решения налоговой взыскать с банков гарантии по уплате «Родником» акцизов, - заявил Сметана. - Мы просили руководство региональной инспекции немного с этим подождать, что могло спасти завод. Но налоговики отказались ждать. Меня удивила позиция руководителя УФНС по Самарской области Александра Вихрова, который аргументировал этот шаг тем, что у него недовыполнение плана по февралю. Я пытался его переубедить, объясняя, что в противном случае завод встанет и у него будет недовыполнение плана по всему 2018 году, а 650 человек пойдут на улицу. Но меня не услышали».

Налоговики в свою очередь, мягко говоря, удивились претензиям Павла Сметаны. В УФНС по Самарской области сообщили, что действовали строго в рамках законодательства: «Взыскание задолженности с СК «Родник» производится в порядке, установленном Налоговым кодексом».

Однако, как выяснилось, еще два водочных комбината ГК «Кристалл-Лефортово» в Курске и Саранске находятся «в фазе прекращения деятельности», но там почему-то не звучали обвинения в адрес налоговиков.

Проблемы «Кристалл-Лефортово» связывали с неудачной попыткой приобрести бизнес некогда крупнейшего в России игрока на рынке водки — столичной «Статус-групп». На фоне происходящего компании Сметаны стали проходить процедуру банкротства и терять контроль над своими заводами. В 2018 году стало известно о планах ГК «Кристалл-Лефортово» по приостановке производства на «Роднике» в связи с финансовыми проблемами. Узнав об этих планах, самарские акционеры «Родника» решили вернуть себе управление заводом. 27 марта 2018 года директором ООО СК «Родник» был назначен экс-депутат городской думы Самары Вячеслав Дормидонтов, которого связывают с Милеевым. Дормидонтов заявлял о планах реанимировать производство на «Роднике» и сохранить его трудовой коллектив.

В июле 2018 года ООО «Промышленные технологии» потребовало признания СК «Родник» банкротом из-за долга в 1,6 млн руб., и в декабре Арбитражный суд Самарской области ввел в отношении предприятия процедуру наблюдения.

Осенью того же года московская ГК «Кристалл-Лефортово» вывела конфликт с самарскими акционерами СК «Родник» в публичную плоскость. Смену руководства комбината там назвали «захватом» и заявили, что ей предшествовала «блокировка деятельности завода». По мнению представителей «Кристалл-Лефортово», это делалось якобы для «вывода с завода активов» и перехода «к контролируемому преднамеренному банкротству».

В ноябре 2018 года по адресу Ветлянская, 50 (официальный адрес СК «Родник») было зарегистрировано новое ООО Поволжский комбинат «Родник», специализирующееся на производстве дистиллированных питьевых алкогольных напитков. Уставный капитал общества составляет 80 млн рублей. Гендиректором и владельцем общества является вице-президент Самарской областной федерации гребли на байдарках и каноэ Владимир Ладоша (президент федерации - Александр Милеев).

15 января 2021 года на заводе ввели конкурсное производство. Это означало, что в ближайшее время имущество предприятия продадут на торгах, чтобы выручить деньги и вернуть долги кредиторам.

В июне 2021 года конкурсный управляющий ООО Самарский комбинат «Родник» Марат Биктимиров направил в арбитражный суд заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности на 3,67 млрд рублей. Ответчиками выступают Александр Милеев, Любовь Милеева, Вячеслав Дормидонтов и Павел Сметана.

8 июня телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» сообщил, что ПК «Родник» якобы приобрел Ара Апоян, которого называют бенефициаром ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ». «Через ООО «Гифт» и подставных лиц из ближайшего окружения, Апоян уже приобрел самарское алкогольное предприятие ООО «ПК Родник». На этот завод он и планирует оформить максимально возможный объем имущества с ООО «ОПВЗ», превратив, таким образом, три пензенских завода в филиалы самарского производства», - указывалось в сообщении «ВЧК-ОГПУ».

В апреле текущего года Апоян был назначен гендиректором  крупнейшего ликеро-водочного предприятия в России – «Московского завода «Кристалл», основным заказчиком для которого выступала ГК «Кристал-Лефортово».

В процессе банкротства к «Роднику» предъявлено 31 требование кредиторов. Общая сумма требований (основной долг), включенных в реестр, составляет 3,2 млрд рублей. основными кредиторами выступают банк «АК Барс»  (41,6%), банк «ОФК» в лице «Агентства по страхованию вкладов» (22,4%) и УФНС по Самарской области (11,8%).

При этом в арбитраже еще рассматриваются не включенные пока в реестр требования кредиторов. В частности, московское ООО «Интелпро» в марте обратилось с заявлением о рекордном долге в 11,9 млрд рублей.

Источники: «Блокнот», «СОМ», «Волга Ньюс». 

PS… Из-за волюнтаристского решения одного единственного человека область потеряла налоговых платежей на несколько миллиардов рублей. Что на порядок больше предполагаемых налоговых недоимок.  И, судя по всему, череда черных полос для «Родника» еще не закончилась. «Водочная» война продолжается. Впереди – новые суды и разбирательства.  

Поделиться в соцсетях
 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТРК ТЕРРА

Наименование СМИ: Медиапортал "ТЕРРА". Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-75404 от 01.04.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Статус свидетельства: действующее. Форма распространения: сетевое издание. Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны. Язык: русский. Учредитель: АО «Телерадиокомпания «ТЕРРА». Главный редактор: Курдов Евгений Александрович. Контакты: 443090, Самарская обл, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44А, 5 этаж, (846) 341-11-04, [email protected].

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ 16+