Ольга Долбина, хозяйка художественной студии:
– Здравствуйте, у микрофона Инна Румянцева, в эфире «Территория бизнеса». Сегодня осваивать это пространство мы будем вместе с хозяйкой художественной студии Ольгой Долбиной. Приветствую вас в нашей студии, Ольга.
– Здравствуйте.
– Ваша художественная студия существует полтора года, и в ней вы обучаете детей и взрослых разным видам искусств и ремесел. На этом рынке вы, конечно, не единственные, но что мне показалось необычным – вы позиционируете себя как семейная мастерская, потому что работаете вместе со своим мужем Ростиславом. Как вы пришли к этой идее – создать семейную мастерскую?
– Пришли мы явно не на пустом месте, у нас была такая, знаете, семейная мечта – создать керамическую мастерскую. И при этом я уже тогда работала в детском саду и работала опять же в такой же художественной студии, только как бы на государственных началах. То есть было то же самое, я взяла себя вместе со своими программами и перенесла это из государственного в частный сектор, вот и всё, просто, как бы это не было очень сложным делом.
– А какое у вас образование и у вашего супруга?
– У меня несколько образований, собственно, как и у мужа. Это мастер я декоративно-прикладного искусства по одному из образований, а по-другому – учитель изобразительного искусства. Плюс я ещё живописец. А вот муж у меня не имеет специализированного образования, специального, вообще образование по керамике у нас дается только в Москве и в Питере, в Самаре, к сожалению, нельзя такого найти. Он у меня вообще инженер-строитель, с золотыми руками.
– Просто золотые руки у человека.
– Да.
– Ну, видимо, и сердце золотое, раз с детьми работает, потому что ведь это не простая задача – с детьми работать.
– Не то слово. Вы знаете, когда человеку уже пятый десяток, и он кардинально меняет свою жизнь, и я когда с ним познакомилась, я ему сразу сказала: «Ты прирожденный педагог, и ты им когда-нибудь будешь». Вот как в воду, видать, глядела.
– Вот так вот. Вот интересно повернулось-то всё. Чем занимались до того, как открыть мастерскую? Ну вот вы сказали уже, да?
– Да.
– А супруг? Прям занимался строительством?
– Нет, он не занимался строительством, у него был небольшой оконный бизнес, как бы он в этой вот каше варился, то есть по бизнесу, в принципе, кое-что знает.
– Люди творческие-то вообще обычно далеки от бизнеса. Как вы сочетаете, казалось бы, несочетаемое?
– Ой, ну вот, если про меня говорить…
– Ну вот туго, видимо, раз вздохнули-то так?
– Да, для меня это трудно, я абсолютно творческий человек, абсолютно, для меня эти вещи крайне тяжелы. Ну вот опять же муж крутился в этом во всем, как бы знает некоторые подводные камни, от которых он сразу предостерег нас, сказал «вот это мы точно делать не будем», поэтому у нас как-то вот тандем хороший в этом плане.
– То есть вы все-таки отвечаете за творческое начало в большей степени, а он деловые вопросы решает?
– Да.
– Скорее, вот так вот.
– Вот так, да.
– А вот это вот ведение документации там всякое, всякие налоги?
– Нет, это всё есть специализированные люди, к которым просто обращаешься и всё. То есть я считаю, что это…
– То есть вы просто часть каких-то дел делегировали специалистам?
– Да. Это совершенно лишнее, это не нужно сейчас, для всего есть каждый… Каждому по своим знаниям.
– Ну это правильный подход, конечно. Ну, расскажите нам, каким искусствам и ремеслам вы обучаете детей и взрослых, главное.
– Да, насчёт взрослых интересно. Вообще мы упор сразу сделали на то, что у нас не просто какая-то студийка, да? У нас мини-школа искусств. Я бы даже не звала её «мини», потому что учеников все-таки приличное количество.
– Сколько?
– Ну порядка 80 в среднем, такое вот.
– О.
– Да. То есть мы делаем упор на то, что мы обучаем детей. Не просто дети приходят там: «Ой, ла-ла-ла, порисовали, ой, прикольно как», вот там они два часа побесились, что-то там выдали – нет.
– Игрушечку домой унесли.
– Да.
– Не так?
– Нет, такого нет. Мы учимся, мы учимся с нуля, все новые техники типа валяния, пейп-арта, квиллинга (вот это работа с бумагой), работа с шерстью, работа с пряжей, тканями, русские народные росписи игрушки, конечно же, изобразительное искусство от и до, от начала и до конца – все это входит в программу, чередуясь. То есть так, чтобы ребенок не пришел и не сказал: «Блин, как мне надоело ваше рисование…». То есть пришел, порисовал, пришел, полепил, пришел, расписал, свалял, то есть они всегда на позитиве: «А что мы будем делать сегодня? А что у нас сегодня будет? Ой, а с чем мы сегодня познакомимся?» То есть мы всегда держим их в таком тонусе, что ребенку интересно. И не только ребенку, но и взрослому.
– А теорию даёте?
– Обязательно. В обязательном порядке, и мы работаем по программе школы искусств. То есть они есть в открытом доступе…
– То есть это такое классическое образование, это важно.
– Да.
– То есть, а когда закончит образование ребенок, он получит какой-то документ?
– Да, он получает такой же диплом, просто он не государственного образца, вот и всё.
– Так это замечательно, допустим, если захочет ребенок пойти в архитектурно-строительную академию, он с таким…
– Да, спокойно может идти с багажом знаний.
– Бэкграундом уже пойдет туда.
– То есть сейчас, я вам по опыту скажу, сейчас не смотрят на то, что есть вообще диплом или нет...
– Ну смотрят на знания.
– Если ты умеешь рисовать, да, то ты сдашь этот экзамен. Если ты не умеешь рисовать, пусть у тебя будет хоть 5 дипломов…
– Это верно, это верно. Ну я надеюсь, они у вас в соответствии с полученным дипломом, все-таки получаете…
– Да, я требовательный педагог.
– Да, вот это самое главное.
– И поэтому дети… Результат есть, родители довольны, скажем так.
– И дети довольны, вот что важно.
– Дети – да.
– Кружка из глубин времени и волшебная лампа Аладдина – это и выглядит, и звучит красиво. Кого сегодня увлекает гончарное искусство и керамика – взрослых в большей степени или детей, мальчиков или девочек? Или всех вообще поголовно?
– Мне кажется, вы знаете, прежде всего это увлекает нас.
– Ну правильно.
– Вот если нас это увлекло и если педагог с горячими глазами об этом рассказывает, не важно, кого, мальчиков и девочек – это увлекает всех. И вообще сейчас идет тенденция по всей России, даже, наверное, по всему миру, к возврату вот этих вот ремёсел, старинных ремесел.
– К истокам, да?
– К истокам, да. Сейчас очень гремит экология, а керамика – это прежде всего экологичный продукт. Я вот очень большой противник пластмассы.
– Конечно, химия.
– Да, у нас нет каких-то там пластиковых чашек, вот это всё, да, либо стекло, либо керамика, либо дерево.
– Керамическая посуда.
– Да. У нас всё такое.
– Расписываете, обжигаете.
– Да.
– Закупаете материалы сами? То есть дети и взрослые приходят к вам уже на все готовое?
– На всё готовое.
– Это очень удобно.
– Во-первых, это не просто удобно, это, знаете, как это так сказать, не страшно, потому что вот сейчас открыли в школе у нас лепку, и преподаватель, открывая лепку, говорит: «Вы идите там вот за козелками накопайте себе».
– Ох ты. Накопаешь… Там что-нибудь накопаешь, какую-нибудь инфекцию.
– То есть очень большой вариант, да, выкопать инфекцию и это очень страшно.
– Конечно.
– Да, мы всё экологически чистое…
– Не посылайте копать.
– Нет. Сертифицированное всё, без всяких…
– Удивительно просто. Также Ростислав занимается деревом, может не только собрать шкаф из Икеи, но и сделать его сам…
(Так, это выкинем, Икеи тут не надо нам).
– Также Ростислав занимается деревом, может не только собрать готовый шкаф, но и…
(Ещё разок давай).
– Также Ростислав занимается деревом, может не только собрать шкаф, но и сделать его сам. То есть изготовление необычной формы столов, лавок, полок, стеллажей – это его поле деятельности. Вы, кстати, росписью и резьбой по дереву занимаетесь. У вас заказывают эксклюзивную мебель?
– Родня – да. Родня и друзья заказывают.
– Ну, знаете, всегда начинается с родни, а потом работает сарафанное радио, как говорится.
– Это хобби. У каждого даже творческого человека должно быть хобби. У меня хобби – шитьё и вязание. Вот у Ростислава – он очень любит дерево, мой свекор покойный – он был краснодеревщиком, привил сыну все абсолютно знания. Помимо того, что он строитель, он может и дом построить, и мебель туда сделать, и отличный шеф-повар, и всё такое прочее, то есть руки у него действительно золотые, и дерево – это его такая маленькая страсть. У нас дома вот, например, стол в виде винограда.
– Интересно.
– Лавочка такая в виде виноградной лозы, обвивает вот эту старинную лавку. Бабушки наши, они уже как бы тоже в возрасте, они вот: «Вот нам лавочку пошире надо, вот нам, пожалуйста, эксклюзивную сделайте». Садовая мебель, мебель в баню. То есть вот для родственников, для тети там тоже заказывают, вот это все просят, и мы с удовольствием делаем. И расписываем, да.
– Ну я думаю, когда побольше людей узнают о том, что вы изготавливаете такую эксклюзивную мебель, и будут заказы и на этот продукт тоже.
– Может быть. Но мы не вот прям, это не наша основная прерогатива. Для души, для души это всё.
– Где расположена ваша мастерская? Я имею в виду, по какому принципу вы выбирали помещение – по цене или по особенности расположения? Ну, скажем, близость со школой, может быть, была важна?
– Вы знаете, у нас Крутые ключи – это микрорайон, очень отдалённый и по большому счету очень такой скомпонованный, у нас все недалеко. Но мы находимся в самом центре рядом с детскими садами, рядом со школой, прям вот три минуты до нее дойти, ну и, конечно, ценообразование нашей коммерческой недвижимости, к сожалению, в Крутых ключах очень плачевное, категорически плачевное. Вот такие организации, как детские клубы, студии там практически не выживают. Только еда, какие-то сетевики большие, алкогольные всякие вот эти магазины – да, они выживают.
– То есть вам очень трудно сейчас, потому что высокая аренда, так я понимаю?
– Мы нашли малую аренду.
– Вы нашли всё-таки.
– Мы нашли выход из этого положения, да, мы вышли из этого положения.
– Ну это говорит о том, что вы все-таки талантливые бизнесмены, да.
– Наверное.
– А еще это говорит о том, что кто ищет, тот найдет всё равно. Семейная мастерская, по идее, должна продвигать семейные ценности. В чем у вас это выражается? Ну кроме того, что вы вдвоем там работаете.
– То, что мы вдвоем?
– Да.
– Ну, вы знаете, это, прежде всего, в доверии. В доверии родителей. Даже вот приходят новенькие, да, с такими детьми, допустим, 11, 12, 13 лет, приводит детей мама или папа посмотреть, куда я привела своего ребенка. Ну, тут я стою, выходит Ростислав из мастерской керамики – это такой, знаете, Ростислав – это такой большой бородатый дядя с басом, такой: «Здравствуйте!»
– Дед Мороз прямо.
– Ну, только он чёрненький.
– Или Берендей лучше даже сказать, да? Коль скоро вы к истокам возвращаете детей.
– Ну да. И вот я заметила такую тенденцию, что родители очень благотворно, прям вот у них какое-то доверие мы вызываем, и они прям за ручку: «Иди, дочка, иди, сыночек».
– И сами рады, и свободное время.
– И спокойно, да, вот они раз привели, раз посмотрели: «Ой, как у вас здорово, вообще замечательно».
– Экологично.
– Да, очень теплая такая атмосфера, семейная, мы и пожурим…
– Ну без этого нельзя в педагогике.
– Мы и по головке погладим, да, это обязательно, и у нас, мы с ним очень любим историю. Вот как все время возвращаемся к истокам и говорим об участии семьи в истории и об участии детей вообще в семье, как это было раньше и как сейчас. О том, что вот это вот, как мы называем, «кнопкотычество», которое детей сейчас очень сильно увлекает, – вот с этим боремся. Опять же родители нам за это «спасибо» говорят.
– Конечно, конечно.
– Ну вот в каких-то вот в этих мелочах и складываются вот эти семейные ценности. Вот как-то в этом во всем.
– Всё верно, всё верно. А по какому расписанию вы работаете? В выходные или по будням? По какому принципу группы формируются?
– Группы формируются у нас по принципу возрастов. То есть 1-й курс – это 1-й класс, 2-й – 2-й и так далее. У нас еще проблема в том, что у нас перенасыщена школа, у нас более 3000 детей в школе.
– Молодой район и конечно.
– В школе рассчитано на 1350.
– Да… Бум какой-то.
– Мы там только разве что на головах друг на друге не сидим, поэтому есть вторая смена. Нас пугали третьей сменой в этом году, но вышли из положения, поэтому есть первая и вторая смена.
– То есть и вы в две смены работаете?
– У нас тоже, да, в две смены мы работаем. Это первый, второй, третий, четвертый курс у нас и курс углубленного изучения – там дети от 11 лет, которые пришли и сказали: «Мы точно пойдем учиться. Нам надо. Вот нам надо за 2-3 года постичь эти азы», и я их прям гоняю, как…
– Сидоровых коз.
– Как сидоровых коз, да.
– И они довольны?
– Довольны. Мы в будни работаем, а в субботу у нас мастер-класс проходит, вот так вот.
– То есть все-таки отдушина такая?
– Да, воскресенье мы посвящаем семье.
– А взрослые приходят на занятия как? Вместе с детьми?
– Нет, мы никогда не берем взрослых в детские группы, никогда.
– То есть никакого совмещения, отдельно?
– По принципу, у нас нету этого, потому что я категорически этого против. Хочешь с ребенком – иди в бэби-клуб и там с ним «сюсю-мусю», попрыгай. Мы обучаем.
– Ну да, это не академический подход, конечно.
– Даже дошкольников, да.
– Это правильно.
– А взрослые приходят отдельно, они приходят, знаете, почирикать со мной, отдушину, тут чайку попить, где-то тоже пописать.
– А творчество?
– Обязательно. У нас, у меня уже взрослые картины продают и сами пишут с удовольствием. Одна мамочка даже, имея трое маленьких детей, окончила дизайнерские курсы уже, то есть настолько ее увлекло это, да. То есть с удовольствием ходят.
– Тоже… И профессию так люди новую обретают, благодаря вам?
– Да.
– Ну замечательно. А мужчины посещают занятия?
– Нет. Вот чего нет, того нет.
– Чего нет, того нет. Ну это еще все впереди.
– Да. Ну может быть.
– Хотя, конечно, небольшой процент вероятности.
– Если только, да, спрашивают, вот, например, мужчина, работавший с деревом, спрашивают какие-то… Приходят: «Объясните мне, как там вот это сделать?» Ювелир говорит: «Мне нужно. То есть вот мне для работы это нужно».
– Ну приходи поучись чуть-чуть.
– Но опять же это заканчивается только спросом. Дальше не идет почему-то.
– Странно, может быть, стесняются, может быть, считают, что это прерогатива женщины.
– Это менталитет такой.
– В менталитете, да.
– Это в менталитете русского человека это всё.
– Мужчины, не стесняйтесь. Поучиться никогда не поздно и не стыдно, даже искусству.
Плох тот бизнес, конечно, который не думает о прибыли. Насколько благодатно это поле для зарабатывания денег – дополнительное образование в сфере искусств?
– Ну, если по десятибалльной шкале, то это где-то на пятерочку. Если вы не болеете этим делом, если вы очень, ну, не плохо, но хотя бы средненько знаете вот эту стезю – не лезьте туда, вам там делать нечего. У нас в Крутых ключах, конечно, сильнейшая конкуренция, очень сильная. То есть на вот этот вот маленький клочёчек у нас порядка, помимо того, что школу искусств государственную в этом году открыли, у нас еще порядка пяти художественных студий, и ни одна не закрылась.
– Ого.
– Ни одна, да, и всем хватает учеников.
– Удивительно.
– Да. И многие, кто-то перебивается, кто-то выживает, но мы, слава богу, вот, потому что, ну, вот мы выделили, как я сразу сказала, такую позицию, что мы учим, никакой «расслабухи», мы учим.
– А что приносит наибольший доход вот сегодня? Непосредственно образовательные услуги или деятельность по изготовлению предметов быта и искусства на заказ?
– Здесь надо сказать, что и тысячу лет назад, и сейчас все, абсолютно все люди зависят от календаря, от цикличности. И образовательная сфера, не важно, бизнес это или государственное, – это тоже цикличный процесс. То есть с сентября, с середины августа по середину июня – это образование, безусловно, приносит деньги. А лето – это фестивали, это праздники, это вот мы поедем туда, вот что-нибудь, керамику продадим свою, где-то выступаем. Там – да, это никак, образовательная сфера – ничего нету, а продукция – да, она вот приносит.
– Ну тоже хорошо, то есть простоев, получается, нет?
– Да, нету.
– Чтобы развиваться, нужно продвигать свою услугу на рынок, постоянно расширяя его. Как вы решаете эту задачу? Занимаетесь ли вообще серьезно маркетингом?
– Нет, сказать о серьезном маркетинге – нет. У нас очень специфичный район, там исключительно сарафанное радио. Исключительно. Мамочка сказала другой мамочке и третьей, и пятой, и десятой. Только в детском саду 2000 детей.
– Да…
– 2000. То есть друг по дружке.
– Ну понятно, такой у вас маркетинг, понятно. Но тем не менее вот на фестивали ездите – это тоже такой прием продвижения и товаров и услуг. Вот я знаю, 22 ноября в Самаре проходила отраслевая выставка «Самарский предприниматель», и вы в ней принимали участие. С какой целью пошли на это мероприятие? И, кстати, оправдались ли ваши ожидания?
– Да, оправдались, это очень новый для нас формат вообще 00:17:54…, мы первый раз там были, было интересно, познавательно, да, вот там вот этот лекционный зал был. Сказать, что всё я посетила – это неправда, но одна лекция мне особенно понравилась. Это лекция про рекламу в интернете, потому что интернет – все-таки такая вещь, хочется сказать ему спасибо за то, что он продвигает это все, но все-таки это вампир, который съедает нас, и я стараюсь всячески от него как-то отвертеться, но плохо получается.
– Ну потому что современность – она диктует вот определенные условия, и да, к сожалению, хочешь, не хочешь, а надо.
– Да, и хочется быть все-таки там рыбой в воде, приходится это делать, поэтому да.
– Да, то есть вы, благодаря участию в выставке, взяли вот эти новые инструменты?
– Да. Продвижение и реклама.
– Замечательно. Да, я тоже слышала о том, что там работал лекционный зал, и очень много было там полезных таких лекций, «100 инструментов бесплатного маркетинга», кстати, да? «Психология предпринимателя» и «Ораторское мастерство для бизнеса», то есть много. Ну хорошо, что вы хоть что-то успели. А как насчет продаж? А как насчет новых каких-то клиентов, заказчиков?
– Были, интересовались люди. Во-первых, там было много наших знакомых, даже те, кто посетители выставки, тоже говорили: «Вау, здравствуйте, мы вот вас видели, замечательно». Ну насчет продаж – так, немножко продали, но не за этим, скажем так, туда ехали.
– Не за этим шли.
–Да, не за этим.
– Ну, обычно после участия в больших мероприятиях приходят какие-то свежие идеи по развитию своего бизнеса. Почерпнули вы что-то для себя? И как хотели бы дальше развиваться? Вот у вас есть такое видение?
– Вы знаете, сейчас прям вот последние года полтора как раз, два я заметила, что государство и особенно вот именно администрация, не знаю, как насчет всей России, но именно администрация Самары, Самарской области, ну я так думаю, наверно, в лице Азарова (да?) стало очень, прямо повернулось лицом, улыбающимся, вот к малому бизнесу.
– Ну это тенденция вообще по всей стране.
– Да, да, да. И прям вот после вот такого форума мы стали более конкретно понимать, как и куда двигаться дальше. Вот единым предложением хочется.
– Да. Ну вообще я бы вам порекомендовала почаще заходить, хоть вы и не любите интернет, а все-таки заходите на сайты нашей городской администрации, Правительства Самарской области, там много полезной информации, возможно, даже вы возьмете на вооружение какие-то новые программы, участие в них и, возможно, получите даже финансовую поддержку своему бизнесу.
Впереди Новый год, что вы предлагаете в связи с этим вашим клиентам? Наверняка, какие-то уже есть такие заготовочки, сюрпризы?
– Ну не только предлагаем, мы уже предложили. Это набор мастер-классов как бы на декабрь, мы уже вчера вывесили расписание, это все творческое, это валяние варежек, это рисование, конечно же, замечательное и открыток, и украшение…
– Шары расписываете?
– Роспись шаров, да. Ватная игрушка.
– Вот ватная игрушки, я увидела фотографии в интернете, все-таки вы ведете страничку ВКонтакте, насколько я поняла, удивительны эти ватные игрушки, сразу, конечно, вспоминаешь собственное детство. Такое у вас прям ноу-хау, по-моему, я нигде такого не видела.
– Нет, почему.
– Есть, делают, да?
– Сейчас тоже она, да, она начинает набирать обороты. Ну, я вообще люблю игрушки, вообще это моя страсть, и Ростислав тоже любит игрушки, только он их лепит, а я расписываю. Ну и леплю.
– Ну и теперь вот под Новый год и дети, и взрослые имеют шанс тоже этим заняться и свою ёлку дома украсить такими вот рукодельными игрушечками.
– Да.
– Ольга, и в завершение программы, пожалуйста, в качестве напутствия начинающим бизнесменам назовите, пожалуйста, 5-6 главных принципов и условий, соблюдение которых, на ваш взгляд, необходимо для успешного развития своего дела?
– Ой, ну, наверное, это все-таки не бояться, не бояться заниматься любимым делом. Но опять же любимым – здесь надо с восклицательным знаком, если ты действительно хочешь этим заниматься. И мне не очень нравится слово «бизнес», мы все-таки в России живем, для нас это дело, свое родное дело.
Ну и, наверное, все-таки самый лучший пособник в этом – это знания. Не зная вот этого всего, ничего не получишь абсолютно, вот все это, можно даже не заниматься, не начинать. И как я сказала, у нас довольно большая конкуренция, да и по Самаре тоже большая конкуренция, надо искать себя. Вот как я говорю, мы сразу поставили себя в таком формате, и все равно каждый раз мониторить это все и искать, выискивать то, в чем ты будешь хорош среди конкурентов.
Разбираться в теме, конечно, знаете, просчитать все за и против. Если ты изначально не сядешь и не составишь бизнес-план, а скажешь: «Ой, блин, мне так хочется… Пойду-ка я погуляю в этом бизнесе». Нельзя так делать, все равно, какой бы ты ни был там творческий человек, тебе надо сесть и взвесить все за и против. Вот, наверное, вот они, основные тенденции.
– Ольга, благодарю вас за то, что вы поделились с нами вашим опытом. Сегодня осваивать территорию бизнеса нам помогала Ольга Долбина.
Менеджмент и предпринимательство – это два разных аспекта одного и того же процесса. Предприниматель, который не умеет управлять, обречен на поражение. Менеджмент, который не стремится к обновлению, – тоже. Верьте в себя и до новой встречи в радиоэфире.
Программа «Территория бизнеса» выходит при поддержке Департамента экономического развития, инвестиций и торговли администрации городского округа Самара.