Российские предприниматели стали чаще сталкиваться с так называемым потребительским экстремизмом. Это ситуации, когда покупатели манипулируют законом, чтобы получить деньги через суд. Об этом говорит и статистика Роспотребнадзора. В ведомстве говорят о росте сумм компенсаций за нарушение потребительских прав на четверть с 2014 года.
Ассоциация предпринимателей Сызрани работает с 2009 года. Её исполнительный директор Нина Енщикова рассказывает, что в организацию регулярно обращаются городские бизнесмены для консультаций по защите своих прав. В последнее время все чаще проблемой становится так называемый потребительский экстремизм - когда люди намеренно используют законы, чтобы получить компенсации в суде, которые могут в разы превышать стоимость покупки.
- Это, например, сфера оказания услуг — ремонт, допустим, мягкой мебели. Это продажа кухонной мебели. Мебель купили, какое-то время использовали — потом она просто не понравилась. Здесь покупатели приходят и говорят: «Вот вы знаете, там есть недоработки, там есть конструктивные какие-то вещи, которые мы не можем принять» - и начинается вся эта судебная история, - рассказала исполнительный директор НП «Ассоциация малого и среднего предпринимательства г.о. Сызрань» Нина Енщикова.
О росте числа случаев потребительского экстремизма говорят и представители других сфер бизнеса. В частности, медицины и строительства. Например, все больше исков по поводу недостатков в новостройках. По статистике Роспотребнадзора, сумма компенсаций за нарушение потребительских прав с 2014 по 2018 год увеличилась с 12 до 32 миллиардов рублей. Всплеск прежде всего связан с повышением информированности населения.
- У нас очень высокая юридическая грамотность в нашей стране. Во многом этому способствовали страховые компании. Начиная с 2008-2009 годов, когда началась практика урезания выплат в КАСКО и ОСАГО, потребители мобилизовали юристов и, соответственно, потом возникло изменение в законодательстве, когда можно было использовать закон о защите прав потребителя в страховании, - считает владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев.
Если в реальности это явление есть, то в законе термин «потребительский экстремизм» отсутствует, он пришел к нам из США, где подобные случаи встречаются часто. Юристы отмечают, что главная проблема - в российском законе о защите прав потребителей.
- У нас очень либеральное законодательство, оно позволяет как раз легко злоупотреблять своими правами и потребителю заниматься так называемым потребительским экстремизмом. Обычные граждане, ознакомившись с законом, прочитав в интернете какую-то информацию, зачастую злоупотребляют своими правами, - отметил управляющий партнер в Адвокатское бюро RBL Дмитрий Самигуллин.
Занимаются экстремизмом и специально созданные общественные организации по защите прав потребителей. По сути, они приходят в магазины и вымогают деньги с предпринимателей за то, чтобы не сообщать о нарушениях.
- Известно, что некоторые общественные организации продают сертификаты. Лицо, нашедшее какие-либо нарушения в торговой точке, предлагает руководителю или продавцу непосредственно тут же поучаствовать в программе и в качестве подтверждения приобрести какой-то там сертификат. Он лицом приобретается, и, таким образом, происходит передача денежных средств, - рассказал председатель самарской общественной организации «Союз потребителей» Эльнур Гамбаров.
Опрошенные «ТЕРРОЙ» эксперты сходятся во мнении, что единственный способ изменить ситуацию — ужесточить закон о защите прав потребителей. Впрочем, глава Роспотребнадзора Анна Попова уже заявила, что пока не видит проблемы злоупотребления правами потребителей, но готова изучить вопрос.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи