Завод «Сокол» на улице Революционной являлся гордостью трудового Куйбышева, машиностроительное предприятие с давней историей. Было основано в 1941 году под названием «Военно-механический завод №1». В 1949 году завод становится гражданским и меняет имя: Куйбышевский механический завод №1 Минмонтажспецстроя СССР. В 1993 году завод приватизируют, он получает название «Сокол».
За 70 с лишним лет завод превратился в большой производственный комплекс. Благодаря непрекращающемуся осваиванию новых технологий краны «Сокол» славятся не только в России, но и за границей: в США, Германии, Японии и других странах.
В 1987 году предприятие начало сотрудничать с фирмой из Японии «Тадано». Краны «Скат» на шасси автомобиля КАМАЗ-6540 являлись гордостью «Сокол». Для движения на федеральных дорогах им не требовалось пропусков.
Также завод выпускал краны на железнодорожной платформе и гусеничном ходу. Основным потребителем этих специальных транспортных средств являлись «Российские железные дороги».
Как заверяли специалисты, наконец 20-го века во всем мире не было кранов, аналогичных самоходным компактным «СТ2-2-40». Они были приспособлены к работе в ограниченном строительном пространстве и соответствовали всем требованиям к полноповоротным гидравлическим автомобильным кранам. Другим их достоинством была цена, доступная как государственным, так и частным заказчикам.
На «Соколе» производились краны различных типов, которые работали в любом климате. Компания также занималась ремонтом кранов, в том числе и произведённых за границей. Выпускались и ремонтировались узлы, агрегаты, а также запчасти к ним. Всего предприятие разработало и выпустило более 1000 кранов разных модификаций. Завод единственный в России производил железнодорожные краны грузоподъемностью 40-80 тонн.
В ноябре 2012 года предприятие свернуло выпуск продукции, сократило персонал, а свои площади сдало в аренду. Компания начала распродавать техническую документацию на производство кранов, остатки запчастей и комплектующих со складского хранения. Если верить
Почему так произошло? По данным источников ТЕРРЫ, в начале десятых годов у «Сокола» неожиданно «испортились» отношения с РЖД – главного заказчика железнодорожных кранов. Как утверждают злые языки, со снабженцами перевозчика-монополиста «удачно поработали» поставщики более дешевых китайских кранов, конкурентов самарской продукции. Результат такой «проработки» не заставил себе долго ждать. За 2012 год выручка предприятия рухнула почти в 9 раз – до 13 млн рублей.
Расчеты с бюджетом и персоналом проводились за счет продажи оборудования и сдачи в аренду основных средств. Областные власти ничем не помогли легендарному предприятию. Как и в случае с СаКиЗом, профильные чиновники из регионального кабмина отреагировали на трудности компании, как на «личное дело хозяйствующего субъекта».
В сложившихся условиях владельцы завода решились на «фатальный шаг» - продажу компанию. Покупатель нашелся очень быстро. Им стала строительная компания ГК «Новый Дон». Сейчас на месте завода возводится микрорайон «Сокол», уже успевший получивший среди горожан обидное прозвище – «очередной человейник». Судя по фото, не без оснований. Кроме того, «Сокол» возводится в районе с огромным дефицитом объектов социальной инфраструктуры – школ, больниц, детсадов.
Фото Евгения Щекина.
PS… А завод «Сокол» формально до сих пор еще … «жив», если верить Руспрофайл. Судя по всему, предприятие почти 10 лет распродает остатки запчастей.
Отметим, в лучшие (нулевые) годы выручка завода доходила до 150 млн. Тогда на нем работали около 150 человек.