ТЕРРА продолжает многосерийную экономическую трагедию, посвященную памяти «уничтоженных» самарских заводов (или пока еще находящихся в «предсмертном состоянии»). Сегодня речь пойдет о заводе имени Тарасова. Формально он пока еще не уничтожен и не находится «при смерти». Но, как оказывается, это не совсем так…
Завод имени Тарасова – известное куйбышевское (самарское) машиностроительное предприятие, производитель электрооборудования и запчастей для автомобилей и тракторов. Завод был построен еще в 1934 году в рамках исполнения первого пятилетнего плана. Согласно этом документу в СССР необходимо было создать автомобильную промышленность. В Нижнем Новгороде должно было развернуться производство грузовых автомобилей, а в Самаре разместить завод по изготовлению карбюраторов и других деталей для этого производства.
Завод был спроектирован государственным институтом «Гипроавтопром». Сначала он назывался, как Куйбышевский карбюраторно-арматурный завод. 4 октября 1934 года литейный цех выпустил первую партию продукции. В октябре того же года молодой инженер Александр Тарасов отвез на международный конкурс в Москву новый разработанный на заводе дизель-насос. Он был признан лучшим из представленных образцов.
В августе 1941 года на Самарский завод прибыло оборудование и рабочие эвакуированного Ленинградского карбюраторного завода, в ноябре — Московского завода автотракторного электрооборудования. 23 октября 1942 года распоряжением Совета народных комиссаров эти заводы объединили в одно предприятие — Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов. 28 октября 1944 года завод наградили орденом Ленина.
В 50-х завод выпускал электрооборудование и карбюраторы для автомобилей ГАЗ-51, ЗИС-150, ГАЗ-М20 «Победа». С 1955 года на заводе стали выпускать только 5 изделий: генераторы, стартеры, династартеры, магнето, свечи. В 1967 году правительство СССР приняло решение сделать предприятие основным поставщиком ВАЗа, для этого в 1970 году запустили реконструкцию производства.
25 июня 1975 года заводу присвоили имя Александра Тарасова. В 1984-м предприятие наградили орденом Трудового Красного Знамени. В июне 1993 завод стал акционерным обществом. Сейчас он называется ПАО «ЗиТ». По данным из отрытых источников сейчас на заводе работает около 1 тысячи сотрудников. Для сравнения, в начале 90-х их было почти 5,5 тысяч.
Итак, как мы упоминали выше, ЗИТ формально пока еще не уничтожен и не находится «при смерти». Под 2 млрд реализации и 30 млн прибыли – вполне себе достойный результат.
Однако эти показатели особо не муссируются в СМИ. Наоборот, в последние годы общественности медленно, но верно «вбивается в голову» мысль, что ЗИТ уже давно мертв. В качестве доказательств различные исследователи, блогеры и прочие правдорубы показывает постапокалиптические кадры с территории завода. Повсюду – руины, разбитые цеха, ржавые металлические конструкции, мусор, грязь. Ну чем не идеальный антураж для сьемок ужастиков про зомби и боевиков про супергероев?! Предупредительный «выстрел» (судя по всему, также направленный в голову общественности) весной 2021 года сделала администрация городского округа Самара. Чиновники сообщили, что территорию завода Тарасова разрешат застроить жильем.
«Мы не видим как промзону территорию ЗиТа в генплане города. Она окружена жилыми микрорайонами, и нужно менять ее облик, интегрировать в жилое пространство. Хотя кое-какое производство пока там еще осталось», - заявили в департаменте градостроительства. Что будет с этим «кое-каким производством», обеспечивающим под 2 млрд реализации и 1 тысячу горожан работой, чиновники не уточнили.
В соцсетях планы властей уничтожить очередной завод в Самарской области встретили с негодованием: «Какая счастливая жизнь. А где людям работать? Чтобы они могли купить жилье, им нужно где-то зарабатывать! С другой стороны, как вы надоели своими застройками жильём! Детская поликлиника там крошечная, садов и школ - не хватает. Самару бездумные чиновники превращают в город совершенно непригодный для нормальной жизни человека! Скоро в Самаре ликвидируют очередное (их уже несчётное количество) предприятие. Производительных рабочих мест всё меньше и меньше. Значит, и средств для существования у граждан тоже станет меньше. Уменьшатся в очередной раз налоговые поступления в бюджет города. Одна торговля бюджет не вытянет, ввиду постоянного снижения покупательной способности населения. Это путь к загниванию Самары, как поселения! Перспективы, увы, уже недалёкие, просто МРАЧНЫЕ!»
Завод имени Тарасова, констатируют эксперты, сегодня ведут на очередное ритуальное заклание – жертвоприношение во имя земли и больших денег (точнее – «шального бабла»).