8 ФЕВРАЛЯ – первый день масленичной недели. С незапамятных времен он называется «встреча». В понедельник с утра люди сооружали из соломы чучело Масленицы, которое с песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место в округе.
Вторник назывался «заигрыши». Люди зазывали гостей есть блины и кататься с ледяных горок. Среда была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Четверг считался началом настоящего, «широкого» разгула. В этот день проводились, в частности, кулачные бои, в одном из которых оскорбленный купец Калашников сошелся со своим обидчиком – наглым опричником Кирибеевичем. Другим событием этого дня было взятие снежного городка – символическая битва весны и зимы, отраженная художником Суриковым на одноименном полотне. Пятница («тещины вечерки») давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям. Суббота называлась «золовкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить. Наконец, воскресенье («прощеный день») было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день просили друг у друга прощения. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы.
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся в наследство от предков. Считается, что блины – его непременный атрибут - имели ритуальное значение и являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Исследователи не исключают, что блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Когда еще на Руси не было православия, Масленица отмечалась в течение семи дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и семи дней после. Христианская Церковь оставила главное празднование весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа, но сдвинула праздник проводов зимы по времени и сократила его срок до одной недели.
С принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали так же бурно, как и в языческие времена. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался несколько остудить праздничный пыл своих подданных. Воеводы рассылали царские указы, то запрещая в этот период частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в праздники воздерживались от азартных игр и кулачных боев. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
К слову сказать, подобный праздник есть и в других странах, например, Германии и Швейцарии. В ряде католических государств он называется «карнавал» и также отмечается перед Великим постом.
Евгений ЧУБАЧКИН