Согласно последним социологическим исследованиям, Россия занимает первое место в списке стран постсоветского пространства по количеству жителей, которых тревожит существующая экономическая ситуация. Аналитики пришли к выводу, что 80% наших сограждан всерьез озабочены последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Похожая ситуация в Казахстане и Армении, где негативным влиянием экономической нестабильности обеспокоены соответственно 70 и 78 процентов жителей. Однако, вместе с тем, о реальном влиянии кризиса на свою собственную жизнь в данный момент говорят менее половины россиян. А в Белоруссии этот показатель и вовсе составляет одну треть от всех опрошенных.
Главным "симптомом" кризиса остается рост цен на продукты и услуги - в первую очередь на него указывают украинцы (86%), несколько реже - россияне и белорусы (81% и 79% соответственно). Второе место в рейтинге основных «спутников» кризисной ситуации занимает снижение доходов. С ним сталкиваются, главным образом, белорусы (45%) и несколько реже - украинцы и россияне. Третьим по значимости проявлением кризиса является отказ населения от некоторых товаров.
По данным экспертов, прибегать к режиму экономии в сложившихся условиях вынуждены, в первую очередь, жители Армении и Украины, где таких респондентов более 60%. Снижению подвергаются, в первую очередь, расходы на одежду и обувь. Второй по «популярности» стратегией считается экономия на продуктах питания. А замыкают тройку главных статей экономии расходы на отдых.
Следует отметить, что жители стран бывшего СССР склонны по-разному оценивать стадию кризиса в своих государствах. Так, большинство граждан Литвы уверены, что их страна только входит в кризис. На Украине наиболее распространено мнение, что государство находится на пике кризисной ситуации. А среди жителей Казахстана более других популярно суждение о начавшемся выходе из трудного положения. Что же касается России, то в нашей стране отмечено примерно равное количество представителей всех трех точек зрения.
------------------------
Евгений ЧУБАЧКИН
Поделиться в соцсетях