В России предлагают ввести понятие «педагогическая тайна». По сути, аналог врачебной. Инициатива озвучена в ходе координационного совета при правительстве страны по проведению "Десятилетия детства". Запрет на разглашение сведений об особенностях развития ребенка сохранит его психологическое здоровье, считают авторы предложения.
По данным Минтруда, численность детей-инвалидов в России ежегодно растет. За 2019 их стало на 19 тысяч больше - почти 670 тысяч человек. Чаще всего у детей встречаются психические и поведенческие расстройства, болезни нервной системы, врожденные аномалии. Увеличивается процент и онкобольных: за 2005 год рак обнаружили у 2000 детей, за 2018 - почти в два раза больше. На фоне развития инклюзивного образования в России предложили ввести понятие «педагогическая тайна» - по сути, это запрет учителям и воспитателям разглашать диагнозы детей.
- Тот преподаватель, который допускает такое отношение, когда говорит: "Понятно, что ты все равно не освоишь - у тебя же диагноз". И такие есть! Такие случаи есть, к сожалению. И я считаю, что это очень важно, для того, чтобы защитить права ребенка. Для того, чтобы к нему нормально относились, чтобы он осваивал учебу в том объеме, в котором он может осваивать в соответствии с состоянием своего здоровья, - считает председатель правления детско-молодежной общественной организации "Здоровое детство" (г.о. Новокуйбышевск) Нина Нагорнова.
Согласно документу, разработанному рабочей группой при российском правительстве, учителя и воспитатели, так же как и врачи, не имеют права без согласия родителей распространяться об особенностях развития детей. По мнению инициаторов закона, разглашение данных может спровоцировать травлю ребенка среди ровесников и нанести ему моральный ущерб.
- Никто не сомневается, что не нужно бежать, сообщать всему коллективу, к примеру, что один из сотрудников ВИЧ-инфицирован. Если сам ВИЧ-инфицированный захочет это сообщить - то хорошо, а если не захочет? Для чего это раскрывать? Всякое обнаружение некой инаковости, если даже взрослые не могут это в себе преодолеть, то, что мы можем говорить о детях? Они просто будут воспринимать человека несколько иначе, чем если бы не знали, не имели эту информацию. И он будет отчуждаться, - уверен доцент кафедры общей психологии Самарского государственного университета Юрий Шилов.
Как известно, у инициативы нашлось и немало противников. Педагоги уверены, окружение ребенка должно быть в курсе его психического и эмоционального здоровья, знать, как ему помочь. Это создаст благоприятные условия для адаптации детей-инвалидов в обществе, а также защитит его ровесников.
- Педагогическая тайна может быть тормозом развития инклюзивного движения. Педагог не имеет права третьим лицам доносить какую-то информацию об особенностях здоровья ребенка, о диагнозе и еще какие-то вещи, но как он объяснит в школе своим подопечным, своим ребятам, что пришел к ним ребенок с инвалидностью, как ему помочь - это же тоже информация? Нельзя загонять педагогов в рамки, - говорит председатель правления самарской городской организации детей-инвалидов с детства "Парус надежды" Ирина Кириллова.
Вопрос о поправках в законодательство будет выставлен на дискуссии на различных площадках. Пока не определена и мера наказания за разглашение педагогической тайны. Сейчас российские учителя несут уголовную ответственность только за разглашение семейной тайны - за это грозит дисквалификация и лишение свободы до 4 лет.