Шесть "подводных камней" программы утилизации автомобилей

В России заработала программа утилизации, она же программа поддержки автомобильного рынка. Любой гражданин может сдать свой старый автомобиль автодилеру и взамен получить скидку на новый в размере 50 000 рублей. Купить таким способом можно не всякую машину, а только произведенную в России. Старый автомобиль должен отвечать нескольким требованиям: иметь разрешенную полную массу не более 3,5 т, то есть быть, скорее всего, легковушкой; быть не моложе 1999 года выпуска; находиться в собственности последнего владельца более года — это последнее требование, по замыслу Минпромторга, должно пресечь попытки массовой скупки старых автомобилей для их сдачи дилерам.

На реализацию задуманного выделено 11 млрд рублей, до 1 ноября, когда программа завершится, должно быть утилизировано и, соответственно, куплено 200 000 автомобилей — почти 15% авторынка прошлого года. Однако недоработки и нестыковки обнаружились уже в НАЧАЛЕ работы программы и во многих случаях сделали предоставление скидки просто невозможным. Что же мешает гражданам обновлять свой автопарк? Итак.

33 500 рублей вместо 50 000

За сданный старый автомобиль дилер выдает его бывшему владельцу сертификат на 50 000 рублей, который тот может использовать при покупке новой машины. Но в действительности сумма окажется заметно меньше. Во-первых, владелец должен самостоятельно доставить свой автомобиль до дилерского центра. Если машина не на ходу, потребуется эвакуатор, стоимость услуг которого колеблется от 1500 до 3000 рублей. Во-вторых, оплатить из своего кармана придется утилизацию. Минпромторг заявил, что на это потребуется не больше 3000 рублей. Но ряд утилизационных центров пока оценивает стоимость одной операции в сумму до 7000 рублей. Кроме того, по действующему законодательству, как обнаружили чиновники Минфина, с 50 000 нужно платить подоходный налог в размере 13%. В ведомстве, готовившем программу утилизации – Минпромторге – придерживаются на этот счет другого мнения. В итоге спор разрешили подготовленные депутатами при помощи Минфина поправки в Налоговый Кодекс, которые 24 марта были приняты во втором чтении. Этот законопроект избавит от необходимости платить налог тех, кто уже воспользовался программой утилизации или собирается сделать это в будущем. Законодатели надеются, что законопроект начнет действовать в апреле.

Недостаточно пунктов утилизации

Машина, которую сдают в утиль, должна напоследок совершить два путешествия — от места, где ее держал владелец, до дилера, а затем от дилера до пункта утилизации. Второе из них организует дилер, а государство готово компенсировать ему логистические расходы — в пределах 5000 рублей на одну машину. Проблема в том, что, по данным Минпромторга, утилизационные центры пока есть всего в 49 регионах. Многим дилерам придется везти машины в соседние области — предусмотренной государством компенсации на это, скорее всего, не хватит.

Проблемы с доверенностью и снятием с учета

Прежде чем отдать старый автомобиль дилеру, его нужно снять с учета в ГИБДД. Трудности могут возникнуть не только из-за очередей, но и, например, из-за смены места жительства: обращаться следует только в отделение ГИБДД по месту регистрации автомобиля. Кроме того, для передачи автомобиля автодилеру нужна генеральная доверенность — в отличие от обычной доверенности для ее оформления нужно идти к нотариусу. На эту процедуру придется потратить от 500 до 1000 рублей и пару часов. Минпромторг пытается добиться, чтобы можно было принимать у участников программы обычные доверенности.

Автоматизированная система учета утилизации недоступна дилерам

Минпромторг попытался максимально автоматизировать работу программы утилизации — для этого на его сайте создана специальная система. Она позволяет в режиме онлайн отслеживать сделки и обмениваться документами между чиновниками и автодилерами. Но Минпромторг до сих пор не разослал многим дилерам логины и пароли для входа в эту систему.

Перепродажа вместо утилизации

Участники рынка допускают, что автодилеры, которым новая программа принесет больше хлопот, чем денег, вполне могут попытаться организовать своего рода бизнес по перепродаже автомобилей, числящихся уничтоженными, в страны СНГ. Такие проблемы уже возникали летом 2009 года в Германии. Там полиция обнаружила, что 10% официально сданных в металлолом машин, или около 50 000, на самом деле были перепроданы в страны Восточной Европы и Африки. Большинство утилизационных центров сегодня в России не оснащены соответствующим оборудованием, чтобы полностью уничтожать все детали автомобилей. Поэтому существует риск, что часть деталей появится потом на вторичном рынке. Санкции за подобные нарушения пока не предусмотрены.

Воровство вместо утилизации

Еще до старта программы в городе Ачинске (Красноярский край) был задержан Михаил Паньков, обманом забиравший себе предназначенные для утилизации автомобили. Паньков снял помещение, разместил объявления в газетах и, уверяя, что действует в рамках госпрограммы, принимал машины, обещая владельцам заплатить 50 000 рублей на следующий день. Деньги своим клиентам Паньков не платил, а машины продавал. В общей сложности он обманул 120 человек…

Евгений ЧУБАЧКИН

Поделиться в соцсетях
 
 

Comments are now closed for this entry

ТРК ТЕРРА

Наименование СМИ: Медиапортал "ТЕРРА". Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-75404 от 01.04.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Статус свидетельства: действующее. Форма распространения: сетевое издание. Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны. Язык: русский. Учредитель: АО «Телерадиокомпания «ТЕРРА». Главный редактор: Курдов Евгений Александрович. Контакты: 443090, Самарская обл, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44А, 5 этаж, (846) 341-11-04, seo@trk-terra.ru.

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ 16+