Согласно исследованиям, за год среднестатистический российский участник соцсети проводит в ней около 10 часов, что более чем в два раза превышает среднемировой показатель (4,5 часа). Причем четверо из каждых пяти наших соотечественников зарегистрированы сразу в нескольких соцсетях.
Социальные сети появились в 90-х годах прошлого века и получили широкое распространение по всему миру. В России они особенно популярны с 2006 года, когда возникли русскоязычные сервисы «Одноклассники» и «ВКонтакте», созданные по подобию аналогичных иностранных ресурсов.
В многообразии сетей каждый человек может найти себе социальный ресурс по интересам, будь то шопоголик, заядлый геймер, любитель книжных новинок или сплетен о звездах. Но все-таки большей популярностью пользуются сети, не ограниченные каким-то узким кругом интересов, а глобально объединяющие пользователей. По данным опроса, в российском секторе чаще используются русскоязычные сервисы. Безоговорочный лидер здесь — сеть «ВКонтакте», далее идут «Одноклассники», а замыкает тройку «Мой мир». Самая популярная сеть в мире — Facebook — со значительном отрывом заняла только 4-е место в рейтинге.
Функция поиска людей, общения и поддержания контакта является основной для соцсетей — 40% пользователей ставят целью именно это. В два раза реже респонденты обращаются к соцсетям за поиском определенной информации о людях. А каждый десятый респондент, по данным исследований, пользуется сетью исключительно для развлечения или бесцельного времяпрепровождения.
В то время, когда обыватели преимущественно обращаются к услугам сети за общением, крупные компании и бренды ищут там информацию о людях и рассматривают сети как важную, а в ряде случаев приоритетную площадку для выхода к своим потребителям. Серьезные и массовые сетевые сообщества сегодня способны как помочь укрепиться определенному товару и услуге, так и подорвать авторитет их производителей. Как полагают многие аналитики, несмотря на то, что пока сетевое влияние на офлайн-бизнес актуально в основном для регионов с высокой степенью проникновения Интернета, данная тенденция будет постепенно усиливаться.
В последнее время встает вопрос о защищенности личной информации в сетях. К примеру, ранее у пользователей «ВКонтакте» была возможность скрыть данные на своей странице. Но с февраля 2011 года личные данные стали доступны для всех пользователей. Не секрет, что многие работодатели просматривают в сетях страницы кандидатов на должности, чтобы составить о них более полное представление, и порой именно этот фактор становится решающим при приеме на работу.
Все чаще слышатся опасения по поводу того, что спецслужбы получают из сетей информацию о людях, их связях, поездках и т.п. В связи с этим обоснованным выглядит результат опроса, согласно которому более трети пользователей не указывают личную информацию, а 2% и вовсе размещают ложные данные. Как говорится, «от греха подальше».