Система финансирования государственных театров в Самаре неэффективна. Такую оценку в эксклюзивном интервью телеканалу «ТЕРРА» дал директор театра оперы и балета, бывший министр культуры региона Сергей Филиппов. По его мнению, бюджетным учреждениям сегодня сложно и невыгодно развиваться, поскольку размер господдержки уменьшается в зависимости от увеличения доходов театра. Свои проблемы есть и у частных организаций.
У государственных театров в Самаре два источника доходов — бюджетные субсидии и средства от продажи билетов. Основная часть расходов — зарплаты сотрудникам. Остальное — затраты на производство костюмов и декораций. Однако подобная схема финансирования скрывает в себе определенную проблему, - рассказал в эксклюзивном интервью телеканалу «ТЕРРА» директор Самарского академического театра оперы и балета Сергей Филиппов. По его словам, чем больше культурные учреждения сегодня зарабатывают, тем меньше они получают денег из бюджета, что, в свою очередь, не даёт им развиваться.
- Главным тут, наверное, примером является не наш театр, а театр драматический как самый экономически успешный. Вот сегодня театр драмы получает из бюджета только бюджетную часть зарплаты. Все остальное: содержание здания, коммуналка, налоги, я уже не говорю про постановки, театр оплачивает за счёт своих доходов. И произошло то, что они зарабатывали, зарабатывали, зарабатывали - и бюджетная субсидия схлопнулась до того уровня, ниже которого просто нельзя. Нельзя бюджетную часть зарплаты не отдать, - рассказал директор Самарского академического театра оперы и балета Сергей Филиппов.
Аналогичная система — во всех других региональных театрах. Иначе работают только учреждения в Москве. Там есть гранты и бюджетное финансирование.
- В любом случае нам повышать доходы придется, а увеличивать мы их за счёт роста цены сегодня не можем. Мы же понимаем, что у людей денег платить за билеты так, как в Москве, нет, поэтому всё, что мы можем, - репертуар формировать под зрителя, большее количество спектаклей ставить, - отметил Сергей Филиппов.
Еще сложнее в регионах приходится частным театрам. В большинстве случаев они существуют только на деньги от продажи билетов, но при этом им также надо платить зарплату, налоги, оплачивать содержание здания, костюмов, декораций и в то же время конкурировать за зрителя. Например, средний оборот театра «Город» в областной библиотеке в месяц — 200 тысяч рублей. Руководство рассказывает, что после всех выплат денег практически не остается.
- Конечно, мы живем за счёт того, что мы более подвижны — мы можем больше сделать, выпустить постановок, но они, конечно, малобюджетные. Если что-то не идёт — мы можем убрать, снять репертуар или сделать новую работу, но она будет малобюджетной. Намного больше мы тоже не можем, потому что мы рассчитываем только на собственные средства. 2-3 спектакля в год мы можем выпустить, - пояснила директор самарского театра «Город» Татьяна Быкова.
Впрочем, даже независимые учреждения могут столкнуться с проблемами. В Самаре такой случай произошел с театром «Лайт» в 2015 году. Тогда организация получила от «Роснефти» 106 миллионов по спонсорскому договору, однако вместо этого средства были обналичены. Суд признал директора «Лайта» Михаила Ушакова виновным, приговорил к 4 годам лишения свободы. Использование бюджетных средств тоже несет в себе риски. Громкое дело московского режиссера Кирилла Серебренникова, которого обвиняют в хищении 133 миллионов рублей, тому пример.